Крымская богема
Автором «культурных провокаций» начала века выступил русский поэт, переводчик и художественный критик Максимилиан Волошин. На нагих вечеринках в своем доме в Коктебеле поэт собирал многих деятелей Серебряного века. Называли они себя «обормотами». Кроме того, узнав о существовании нудистских пляжах в Европе, Волошин занялся обустройством такового в Крыму.
Группы голых мужчин бронзового цвета, в одних древнегреческих хитонах и венках на головах, разгуливающие по черноморскому побережью, не остались незамеченными и в Петербурге
Общество всячески осуждало бесстыжих, особенно радела оперная дива Большого театра Дейша-Сионицкая. В Коктебеле она была известна под прозвищем Крокодила.
Впрочем, «группы голых мужчин бронзового цвета, в одних древнегреческих хитонах и венках на головах», разгуливающие по черноморскому побережью, не остались незамеченными и в Петербурге. В 1914 году «Биржевые ведомости» разместили заметку «М. Волошин и исправник», где говорилось о том, что поборники нравственности, устав делать замечания, даже установили на пляже напротив дома Волошина два столба с указателями «Для мужчин» и «Для женщин». Волошин, не потерпев нововведения, замазал надписи белилами, за что был вынужден объясняться перед мировым судьей: «Не трогая самого столба, я счел необходимым замазать ту неприличную надпись, которой он был украшен, так как, я думаю, вам известно, что данная формула имеет определенное недвусмысленное значение и пишется только на известных местах (туалетах. — Прим. ред.). Поступая так, я действовал точно так же, как если бы на заборе, хотя бы и чужом, но находящемся против моих окон, были написаны неприличные слова».
Так или иначе в списке литературных трудов Волошина значатся и такие два: «Блики. Нагота» и «Блики. Маски. Нагота». Уже после революции, в 1920-е годы, отец отечественного нудизма выхлопотал у Наркомпроса разрешение называть свое коктебельское жилище бесплатным домом творчества. А нудистский пляж в Коктебеле существует до сих пор.
Советский Союз: «Мы дети солнца и воздуха»
В советские годы страна тоже хотела свободы, открытости и волнения. Грянула революция, затем Гражданская война. Казалось бы, какой там натуризм? Но естественность нашла отклик в массах и обернулась сексуальной революцией в СССР 20-х годов.
Журнал «Мурзилка», продвигая всесоюзный лагерь «Артек», поместил голых малышей на обложку. В городах стали появляться нудистские пляжи.
Совершенно голые женщины и мужчины, украшенные лентами через плечо с лозунгом «Долой стыд», вышагивали по улицам Москвы. Люди кричали: «Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха. Мы уничтожили чувство стыда!»
Самые массовые демонстрации проходили в 1924–1925 годах. В них принимали участие около 10 000 человек. Совершенно голые женщины и мужчины, украшенные лентами через плечо с лозунгом «Долой стыд», вышагивали по улицам Москвы. Люди кричали: «Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха. Мы уничтожили чувство стыда! Посмотрите на нас и увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков!»
«Кто-то хохотал до слез, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: "Апокалипсис! Конец света!" — и растерянно спрашивали у прохожих: "Что ж это? И нас заставят раздеться?"», — вспоминает художница Наталья Северцова-Габричевская.
Одним из идеологов движения был соратник Ленина Карл Радек. Действительно, трудно было придумать более простой способ уравнять всех людей: пролетариев, чиновников, крестьян — чем снять с них одежду. Впрочем, Радек-то как раз действительно радел за здоровый образ жизни.
Нарком здравоохранения Семашко осудил данное явление и с точки зрения морали, и с точки зрения гигиены: «Во-первых, жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым, отрастить волосы и ногти, то это будет самая настоящая "революционность"... Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения. Нельзя подставлять свое тело под пыль, дождь и грязь... Улицы Москвы — не берег Черного моря... В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности. Мы протестуем против "голых танцев" и не можем не протестовать против этого новшества».
Газеты издевались. Харьковская «Красная оса» сообщала осенью 1924-го: «Снова голые. Отделом демографической статистики зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды во всех случаях прошли благополучно».
Михаила Булгакова редакция столичного «Гудка» просит отреагировать на злобу дня. Тот тянет. Наконец, пишет в дневнике: «Пятница. Яркий солнечный день. Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо "Долой стыд". Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась». Потом, спустя месяц, уже в газете обеспокоенному читателю, предполагающему, что из столицы в Гудермес отправится целый поезд голых, отвечает: «Поступки голых людей надо понимать как глупые поступки. Действительно, в Москве двое голых вошли в трамвай. Но доехали только до ближайшего отделения милиции. А теперь "общество" самоликвидировалось по двум причинам: во-первых, милиция терпеть не может голых, во-вторых, начинается мороз. Так что никого не ждите, голые не приедут. Ваш брат М. Б.».
По факту общество просуществовало до конца 20-х годов, а в 1936 году нудизм в СССР был официально запрещен. На смену сексуальной свободе пришло сексуальное пуританство.