От добровольца, который накинул себе возраста и пошёл в армию «куда угодно, лишь бы взяли», не приходится ждать трусости и нерешительности. Тем не менее, из всех актёров с боевыми наградами за Вторую мировую Оди Леон Мёрфи, пожалуй, самый заслуженный.
Как же так вышло?
Таких не берут в космонавты
Ростом будущий герой не удался. Да, он пошёл на призывной пункт несовершеннолетним, но и к взрослым годам не сильно вырос — метр шестьдесят пять. Естественно, что ни флот, ни морпехи, ни тем более десант призывником не заинтересовались. Оставалось искать себя в обычной линейной пехоте.
Северная Африка, Италия, Франция… За свои три военных года Оди Мёрфи успешно повоевал на всех западных фронтах. Рядовой первого класса, капрал, сержант, младший лейтенант. К своему звёздному часу он пришёл командиром с боевым опытом.
Длинный список погибших друзей, личных ранений и даже одна чудом залеченная гангрена от грязной раны прилагаются. От его 235 товарищей из-за болезней, ранений и вражеских пуль к концу января 1945-го в строю осталось 18 человек, из которых сам Мёрфи — единственный офицер.
Бой за Хольцвир
Конец января 45-го. От небольшого французского городка Хольцвир на американские позиции шли целых шесть немецких танков и пехота. Волна за волной, в белых маскировочных халатах. Единственная противотанковая самоходка М10 не успела и дёрнуться лишний раз, как её зажгли. Своим подчинённым Оди Мёрфи приказал отойти на безопасное расстояние — в ста метрах был лес. На открытой местности, в поле, один на один с танками и пехотой противника его бойцы не имели ни малейшего шанса на успешный исход боя. Солдаты отходили, а командир остался прикрывать их спины.
Отстреливаясь из карабина, Оди Мёрфи успевал ещё и заниматься своими прямыми обязанностями — по полевому телефону передавал координаты целей артбатальону.
Но скоро ситуация изменилась. Американские пехотинцы, сумевшие под обтрелом отойти к лесу, открыли огонь из базук. Наступавшие немецкие танки получили несколько попаданий и начали отходить. Завсевших в стрелковых ячейках американских гранатомётчиков танкисты попросту не видели. Зато солдаты Мёрфи видели их отлично. Гитлеровцам оставалось только отвести свои «коробки» подальше и ждать, когда же проблему решит пехота.Получалось настолько эффективно, что скоро его начали яростно обстреливать. Но Оди Мёрфи и не думал сдаваться. Практически в одиночку он вёл бой с многочисленными силами врага. В открытом поле. Корректируя огонь артиллерии.
Один против ста
Пока танки отползали, Мёрфи забрался на лениво горевшую самоходку и открыл стрельбу из пулемёта. В фильме о его подвиге герой стреляет за надёжной бронёй башни «Шермана». В реальности верхняя часть истребителя М10 была «картонной». Силуэт единственного стрелка на фоне леса и пожара не разглядел бы только слепой.
Или напуганный. Пулемёт и артиллерия буквально не давали врагу поднять голову и прицелиться. Трассеры бестолково рикошетили от корпуса самоходки. Три новых попадания снарядов в самоходку закончились ничем. Разве что огонь разгорелся ярче.
Отчаянные вражеские пехотинцы рискнули подобраться к пылающему орудию по канавам почти вплотную, но обе атаки — и с пятидесяти метров, и в упор — принесли им только потери.
Полсотни врагов не смогли ни расстрелять, ни закидать гранатами одинокого пулемётчика.
За час боя немецкие силы понесли огромные потери и отступили в бою с артиллерией, меньше чем парой десятков американских бойцов и одним бесстрашным младшим лейтенантом. Оди Мёрфи ушёл с горящей самоходки только тогда, когда закончились патроны. Шока от ранения в ногу и горячки боя ему хватило ещё и на то, чтобы организовать контратаку вслед за отступавшим противником. На следующий день силам вермахта пришлось оставить Хольцвир.
В ад и назад
Ушёл из армии Мёрфи в звании майора, но с такими последствиями для психики, что «ограниченно годным» его продолжали считать только из уважения. Тут и начался следующий этап его звёздной карьеры — актёрский. К 1955 году, через десять лет после событий в Хольцвире, на экраны вышел цветной художественный фильм о его военном пути и подвиге.
Уже состоявшийся актёр играл в картине себя. В основу сценария легла ставшая бестселлером автобиография Мёрфи «В ад и назад».
Да, фильм страдает всеми недостатками «кино про войну», включая полное несовпадение декораций с реальным временем и местом подвига, а также американскую крашеную фанеру в роли танков. Но война и гибель товарищей показаны в нём искренне и правдиво.
Написание книги стало для Мёрфи чем-то вроде художественной терапии.
Однако о подвиге лейтенанта сегодня напоминают не только книга и фильм. Оди Мёрфи стал героем как минимум одной фолк-баллады:
…и как минимум одной современной power metal песни: