В конце Второй мировой войны Марк искал новые возможности для художественных экспериментов и обратился к витражному стеклу, что позволило ему исследовать интенсивный цвет в монументальном масштабе. Работая с мастером-изготовителем витражей Шарлем Марком, он выполнил восемьдесят шесть витражей по всей Европе, Израилю и Соединённым Штатам.
Краткая биография
Марк родился в Лиозне в 1887 году и был старшим из десяти детей. В своей автобиографии «Моя жизнь» он описывает, как его еврейское наследие повлияло на его искусство: «Я на каждом шагу чувствовал, что я еврей – люди заставляли меня чувствовать это». Ему разрешили посещать русскую среднюю школу после того, как его мать заплатила директору пятьдесят рублей, и именно здесь он вдохновился начать свою художественную карьеру, увидев, как рисует сокурсник. Не имея до этого момента никакого отношения к искусству, он начал копировать рисунки из книг, в конце концов убедив свою мать позволить ему присоединиться к студии Юрия Пена.
В 1906 году он переехал в Санкт-Петербург, воспользовавшись временным паспортом, позаимствованным у друга, поскольку евреи не могли въехать в город без внутреннего паспорта. В течение двух лет он учился в художественной школе, а затем поступил в Школу рисования и живописи имени Леона (Льва) Бакста. Успех Льва как еврейского художника оказал на Марка глубокое влияние, и четыре года спустя он обрёл уверенность в себе и переехал в Париж.
В Париже Марк в больше степени общался с поэтами, чем с художниками. Благодаря своему беззастенчивому использованию цвета и эмоций в своих работах в то время, когда Париж всё ещё находился под сильным влиянием движения кубизма, он поступил в Академию палитры, школу авангардного искусства. И в скором времени столица Франции начала влиять на его творчество вместе с его еврейским наследием, и он постепенно стал включать парижские мотивы в свои работы. Свою первую персональную выставку он провёл в 1912 году.
Во время посещения России в 1914 году Марк обнаружил, что не может вернуться в Париж из-за начала Первой мировой войны. Он поселился в Витебске, основав Витебскую народную художественную школу, прежде чем разногласия со сторонниками движения супрематизма привели его к отставке несколько лет спустя. После переезда в Москву он выполнил свои первые эскизы для Государственного еврейского камерного театра. Марк переехал в Соединённые Штаты во время Второй мировой войны. Его работы там были замечены, и в скором времени он получил ретроспективу в Музее современного искусства.
В шестидесятые годы он много путешествовал, получая заказы со всех уголков земного шара и последние тридцать лет жизни Марка были весьма плодотворными. Он продолжал заниматься живописью, но, освоив технику витражного стекла, также работал над многими крупномасштабными инсталляциями, такими как окна в соборе Меца во Франции и здание Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке. Марк скончался в возрасте девяносто семи лет в Сен-Поль-де-Вансе, оставив после себя наследие настоящего мастера цвета и одного из первых последователей сюрреализма и модернизма.
Витражи
Несмотря на то, что художник был хорошо известен своими сюрреалистическими, похожими на сны картинами, именно его витражи позже в стали частью его грандиозного наследия. Он перенёс своё мастерство владения цветом на свои витражи, создавая внушающие благоговейный трепет масштабные произведения. Он заявил: «Для меня витражное стекло — это прозрачная стена между моим сердцем и сердцем всего мира. Витражное стекло поднимает настроение, оно требует серьёзности и страсти, и должно ожить благодаря свету, который оно получает».
Стоит отметить тот факт, что Марк начал работать с витражами только в возрасте семидесяти лет с помощью своего помощника Шарля Марка, который разработал технику, позволяющую Марку использовать до трёх цветов на непрерывной панели. До этого художникам-витражистам приходилось разделять каждую цветовую плоскость свинцовыми полосками, но Марк использовал кислотное травление на стекле, что приводило к тонким цветовым градациям. Затем он собирал панели таким образом, чтобы изображения, выгравированные на стекле, очерчивались и пересекались с помощью свинцовой проволоки. После этого он спокойно мог наносить краску на стекло перед обжигом его в печи, чтобы сплавить краску и стекло вместе.
Окна Америки
В шестидесяти и семидесятые годы Чикаго становился культурным и художественным центром, и Марк хотел внести свой вклад в его развитие. В это время многие легендарные художники представляли свои масштабные публичные работы, в том числе Пабло Пикассо. За три года до открытия своих «Окон Америки» Марк представил свои «Времена года» - мозаику, размещённую в Чейз Тауэр Плаза.
Коллекция Four Seasons огромна и включает в себя двести пятьдесят различных цветов. На мозаике изображён горизонт Чикаго и жители, плавающие среди зданий: ««Времена года» представляют человеческую жизнь, как физическую, так и духовную, в её разном возрасте», - заявил художник о данной серии работ. Он хотел изобразить не только образ шума и суеты, но и эмоции, которые создаёт энергия.
Его грандиозная работа «Окна Америки» была подарена Чикагскому художественному институту в 1977 году и завершена к двухсотлетию Соединённых Штатов. Марк решил подарить это произведение Чикаго и посвятить его покойному мэру городу Ричарду Дейли, поскольку он был впечатлён энтузиазмом города к искусству.
В шесть панно художник включил мотивы, прославляющие богатую культурную историю Соединённых Штатов. А также на всех панелях он запечатлел намёки на историю Америки с музыкой, особенно ритм-энд-блюзом (видно на первой панели, с изображениями музыкантов, инструментов и музыкальной партитурой), на влияние литературы и письменного слова (видно на третьей панели, изображающей чернильницу, письменный стол, и руку, держащую ручку), а также ценностям свободы и демократии (как видно на изображении птицы, летящей над горизонтом, на котором изображена Статуя Свободы, которая сама по себе была подарком Америке к их столетию).
Историки сомневаются в том, следует ли приписывать особое значение деталям, которые Марк включил в витражи, или они были включены просто потому, что были эстетически приятны ему. Своими «Окнами Америки» художник хотел отпраздновать американскую свободу творчества. Деятели играют музыку, пишут романы, рисуют натюрморты, выступают в театрах и исповедуют еврейскую веру. Марк никогда не забывал доброту, которую оказала ему Америка. Именно поэтому он хотел вернуть долг и оставить неизгладимый след на американской земле спустя тридцать лет после того, как нашёл защиту от войны, и его впечатляющие витражи стали тем самым подарком.
Безусловно, витражи Марка Шагала производят неизгладимое впечатление. Но он был не единственным человеком, который мастерски работал со стеклом, превращая его в самое настоящее проведение искусства. Впрочем, культовые лампы Tiffany, созданные Луисом Комфортом – отличный тому пример.