В древности море казалось людям вратами в потусторонний мир. Корабль растворяется в тумане, уходит за горизонт… Появится ли он снова, или пересёк зыбкую границу бытия? Но неизвестный, скрытый за бурными морями берег сулит также надежду, открытия и обретения. По этой причине жители берегов смотрели на океан с мрачным оптимизмом. Да, думали они, там, далеко за сизой полосой, на которой смыкаются волны и облака, иной мир. Его невидно, но он есть. И он – лучший.
Так появлялись мифические «острова блаженных». Греки размещали Макаронезию — архипелаг из нескольких райских, изобильных, населённых бессмертными полубогами островов, - в Атлантическом океане западнее Геркулесовых столбов, считавшихся тогда официальным краем мира. Но времена были относительно просвещенные и сказку с географией в Античном мире не смешивали. В Макаронезии никто не бывал. Или, по крайней мере, живым оттуда не возвращался. Как следствие, на карты её не наносили. По этому, трудно объяснить появление на портуланах европейских мореплавателей XV века прямоугольного, похожего очертаниями на Португалию острова Антилии.
Страну, расположенную западнее уже колонизированных к тому времени Азорских островов, описывали будто бы хорошо исследованную, - с семью реками, семью заливами и семью портами. Ещё на сотню километров ближе к берегам Америки находился, якобы, небольшой остров Ройлло. И хотя достоверных случаев посещения Антилии зафиксировано не было, известными считались даже названия «золотых», ибо сказочно богатых антилийских городов – Кон, Аира, Антуб, Ансессель, Ансолли, Ансалли и Ансоди. Не являлась тайной и история острова, населённого потомками вестготов, бежавших из Испании под натиском мавров. А также изгнанными из Европы тамплиерами, загруженный сокровищами флот которых по легенде отплыл из французских портов на запад.
Средневековые географы, скорее всего, стали жертвой сознательной мистификации. Удавшейся, впрочем, только на половину. В существование острова в Европе безоговорочно верили несколько десятилетий. Но вот в «золотые города» - не очень. По этой причине, хотя Эпоха Великих Географических Открытий уже началась, попытки достичь берегов Антилии не предпринимались. Земля западнее Азоров считалась необитаемой, непривлекательной и труднодоступной, ибо плыть к ней пришлось бы против господствующих на данной широте ветров.
Тем не менее, даже Колумб рассматривал возможность пополнения запасов пресной воды на Антилии. Но путешественник нисколько не удивился, когда на обратном пути из Америки, подплывая к Азорам с запада, не обнаружил между ними и только что открытой «Индией» никакой земли. В 1508 году Антилия исчезла с карт.
Однако, помимо собственно Антилии и Ройло в «Антилийскую группу», входило ещё два «призрака». Расположенные неподалёку друг от друга и примерно на полпути между Антилией и Исландией крупный – размером с Сардинию - остров Сатаны и намного меньший остров Сайя, скорее всего, представляли собой результат проекции на географическую карту уже мифологии кельтов.
Греческим «островам блаженных» в преданиях ирландцев соответствовал остров О’Бразил или Яблоневый остров, вечно скрытый туманах, благодатный, цветущий, и хоть и не делающий жителей бессмертными, но погружающий всех ступивших на его берега в заводь на реке времени. Пока на острове проходят дни – в остальной мире пролетают года.
Известен Бразил был так же под названиями Авалон, Тир на Ног – Страна Юности - или Сид. С него в Ирландию переселялись племена Дану и великаны фоморы. Туда же ирландские эльфы вернулись, потерпев поражение от людей в V веке до новой эры. На Авалоне был похоронен легендарный король Артур и держал своё знамя бог морей Мананнан. Позже, занятый благочестивыми монахами Авалон стал известен, как земля святого Брендана.
Если Антилия представлялась португальцам, как реальная суша, плыть к которой если и стоило, то лишь из практических соображений – ради золота или пополнения запасов пресной воды, - то Авалонский архипелаг с самого начала был окружён мистическим ореолом. Волшебство правило бал к западу от берегов Ирландии!
В легендарном путешествии Майль-Дуйна упоминаются, помимо острова Яблок, оказавшегося, впрочем, окружённым не только туманом, но и не дающими подойти к берегу скалами, остров Муравьёв, населённый гигантскими насекомыми, и остров Хищных Лошадей. Удалось герою посетить остров с уходящей в облака меловой башней, окружённой покинутыми домами, призрачный остров с бронзовым замком, стеклянным мостом и заколдованной принцессой, остров хмельных ягод, остров с водяной аркой, остров амазонок, истосковавшихся по мужскому вниманию.
Видели спутники Майль-Дуйна вырастающий из пучины волн серебряный столп, с вершины которого опускалась серебряная сеть. Наконец, стало меняться и само море, сначала ставшее гладким и прозрачным, как зелёное стекло, а потом превратившееся в подобие облака. Обшитая кожами лодка теперь шла – будто парила - над затонувшими остовами. Если бы ирландские мореходы были людьми образованными, они поняли бы, что достигли Ультима Туле — предела мироздания, на котором распадается ткань реальности… Но Майль-Дуйн был варвар, античных философов не читал, и понял только, что, пожалуй, не стоило есть те ягоды. С острова. Как только путешественников отпустило, они сразу повернули домой.
Трудно сказать, до какой степени жители средневековой Ирландии верили в серебряный столб и навязчиво гостеприимных амазонок, но существование Авалона, как реального географического объекта, сомнений у них не вызывало. Не раз пускались в плавание ирландцы, пытаясь отыскать священную сушу. Есть основания полагать, что бесстрашные кельты добирались на скорлупках из дерева и шкур даже до Америки.
Разнобой в описаниях Авалона был очень велик даже, если не принимать во внимание свидетельства Майль-Дуйна. Авалон представляли, то как обширный остров, размером сопоставимый с Ирландией, то как крошечный клочок суши, едва достаточный, чтобы возвести замок или монастырь. Говорили то о единственном острове, то о целом архипелаге. Вероятно, именно из этой путаницы родилась и попала на карты легенда о двух островах – крупном и мелком. И если в самой Ирландии кельтская волшебная сказка не просто уживалась с христианством, но и слилась с ним, то в других странах отношение к колдовству было крайне негативным. К тому же ещё до ягод Майль-Дуйн встретил немало чудовищ… Так «острова блаженных» превратились в «острова Сатаны».
Чёрные скалы за полосой ненавистного мореплавателям тумана часто видели с кораблей пересекающих Атлантику по кратчайшему маршруту – между Ирландией и Ньюфаундлендом. Но желающих высадиться на острова Демонов находилось мало. Да и те – не возвращались. В результате, координаты призрачных земель разнились от карты к карте. Менялись и названия: Дакули, Сайя, Фрисланд, Бусс. Тем не менее, в XVI-XVII веках реальность островов Сатаны считалась доказанным фактом.
Однако, предпринятые в XVIII веке экспедиции, отправленные с целью обнаружения и исследования «авалонов», вернулись ни с чем. Острова пропали, но и после этого не были признаны мифическими. В 1755 году сушу южнее Исландии объявили затонувшей в результате землетрясений.