Падение Иерусалима: сарацины наносят ответный удар
693
просмотров
В 1187 году армия Саладина подошла к стенам Священного города. Несколько тысяч человек в Иерусалиме собирались биться, хотя знали, что шансов практически нет.

«Эти христианские псы выли от боли»: битва при Хаттине

 Султан Египта и Сирии Саладин собрал в Дамаске всех эмиров и вождей подвластных ему земель на войну с «неверными» — чтобы разрушить Иерусалимское королевство, основанное воинами Первого крестового похода. Сирийские и аравийские племена, египетские и месопотамские отряды в большом количестве выступили на джихад, чтобы отвоевать богатства и святыни Иерусалима. Армия Саладина собралась у границы Палестины к марту 1187 года. Иерусалимский король Ги де Лузиньян и граф Триполи Раймонд III узнали об этом — и решили мобилизовать всех, кого только можно — горожан, гарнизоны крепостей королевства, воинов-монахов, баронов… Неподалёку от Назарета им удалось собрать около 20 тысяч воинов — 2 тысячи рыцарей и 18 тысяч пехотинцев (в основном — франки). Эта внушительная армия — всё, что было у королевства, в тылу не осталось практически никого, кроме детей, женщин, стариков и совершенно не обученных военному делу мужчин.

В это время султан осматривал своё войско. По словам историка аль-Имада, 27 мая «ночью, в грозу, Саладин объехал шестьдесят тысяч воинов». А затем сарацины вторглись в пределы Иерусалимского королевства. По пути к Иордану они уничтожили отряд из 150 храбрейших тамплиеров — почти все они пали в бою. После этого Саладин с лёгкостью взял прекрасную Тивериаду, окружил её гарнизон в цитадели, и мамлюки учинили в городе разгром.

Ги де Лузиньян.

В Иерусалиме собрался совет — как быть? Одни, как Рено де Шатильон, призывали идти всеми силами на Тивериаду и бить врага; другие, как граф Раймонд, полагали, что надо остаться у источников Сефории и не пускаться с большой армией в пустыню, раскалённую летним солнцем. Воины в доспехах и лошади быстро устанут, а жажда совершенно истощит их силы — лучше ждать, пока Саладин сам проделает этот путь и встретится с отдохнувшими воинами королевства. Но великий магистр ордена тамплиеров Жерар ди Ридфор убедил неопытного Ги де Лузиньяна в том, что надо наступать и спасти христианский город от бесчестья — крепость Тивериады ещё держала оборону. И 3 июля армия выступила.

Глупая бравада стоила Ги де Лузиньяну… всего. Как и предсказывал граф Раймонд, по пути к Саладину войско короля не нашло ни одного колодца. Мусульмане же, снабжённые водой, привычные к зною и полные сил, дрались с христианами целый день и окружили их на холме Хаттин. Битва без запасов воды привела королевское войско в ужасное состояние. Отчаянные атаки Ги де Лузиньяна не спасли их — прорвать ряды магометан не получилось. Днём 4 июля Саладин поджёг сухую траву вокруг лагеря франков, чтобы ещё сильнее замучить их дымом и жарой, а затем нанёс сокрушительный удар. Бежать сумел лишь граф Триполи с небольшим отрядом рыцарей. Охваченный пожаром лагерь христиан на холме раз за разом атаковали мамлюки. «Эти христианские псы высунули свои сухие языки и выли от боли. Они надеялись добраться до воды, но их со всех сторон окружал ад и его пламя», — писал один арабский хронист. Вечером всё закончилось.

Битва при Хаттине.

Христианская армия лежала вокруг Хаттина — поверженная. Ги де Лузиньян — наследник легендарного Готфрида Бульонского — попал в плен. Сирийский рынок получил множество дешёвых рабов, а дорога на Иерусалим была свободна.

Отчаянная оборона Иерусалима

 В священном городе осталось всего несколько рыцарей, которые могли руководить обороной. Два с половиной месяца ушло у Саладина на покорение ключевых крепостей королевства: Акра, Кесария, Яффа, Назарет, Наблус и Аскалон; 20 сентября его армия подошла к Иерусалиму. Барон Балиан II д’Ибелин (один из немногих уцелевших при Хаттине) возглавил всех христиан города, которые могли держать оружие — а таких набралось несколько тысяч мужчин (по арабским данным — около 6 тысяч). Чтобы поднять их боевой дух, Балиан посвятил в рыцари множество оруженосцев. Вдохновлённые своей верой и речами барона, они отразили первую атаку воинов Саладина на стены и подожгли осадные орудия мусульман. Защитники Иерусалима засыпали штурмовавших песком, смолой и заливали их горючей смесью. Тогда Саладин приказал рыть подкоп и начал обстрел Иосафатских ворот, менее надёжных, чем Дамасские.

Неделю продолжались бесплодные атаки армии Саладина — христиане отбивались, а по ночам делали вылазки и мешали инженерным работам врага. Но наконец настало 29 сентября — день, когда подкоп позволил Саладину обрушить часть иерусалимских укреплений. За этим последовала кровавая стычка у бреши, в которой мусульмане взяли верх. Христиане бились ожесточённо, но отступили, так и не заделав пролом. После этого защитники города пали духом. Балиану пришлось идти к Саладину и начать переговоры. Он предложил султану 100 тыс. динаров за право почётной капитуляции — то есть без резни и со свободным выходом всех желающих. Чтобы не разрушать Иерусалим в уличных боях, Саладин согласился принять капитуляцию, но выдвинул тяжёлые условия: мужчины за свою свободу уплатят по десять динар, женщины — пять, дети — два. Двадцать тысяч бедняков он согласился отпустить разом за 30 тысяч экю. За свободу пожилых людей Саладин не стал назначать выкуп. Так 2 октября 1187 года Иерусалим сдался. Магометане вошли в город.

Осада Иерусалима, кадр из х/ф «Царство небесное».
Саладин получает ключи от города.

 В течение месяца жители Иерусалима выкупали себя из плена Саладина. Балиан и патриарх Ираклий на личные деньги освободили более тысячи человек. Ещё около тысячи отпустил брат Саладина Сальфедин. Но 15 тысяч бедных христиан так и не смогли заплатить выкуп и попали в рабство — из них 8 тысяч женщин, которые, как это часто бывает на войне, почти все подверглись изнасилованию.

Жители массово покидали город. Один хронист писал: «Это было трогательное зрелище. Христиане обнимались друг с другом, просили друг у друга прощение за свою ненависть, за свою разобщённость, вздыхая, поднимали руки к небу, почтительно целовали стены церквей, которые им не доведётся больше увидеть, падали на землю перед Гробом Господним и плакали на том месте, где умер их Спаситель».

Некий сириец описал злорадство магометан, захвативших Иерусалим: «Язык неспособен описать преступления, которые видели мы в городе: священные сосуды продавались на рынках (…), церкви становились стойлами для лошадей и местами для разврата, пьянства и пения. Добавьте к этому оскорбления и насмешки над монахами, знатными женщинами, чистыми монахинями, которых бесчестили представители разных народов, добавьте мальчиков и девочек, которые становились рабами турок и отправлялись во все концы света».

Христиане в бою с сарацинами.

 Эмиры и солдаты Саладина разделили богатые трофеи и не церемонились с побеждёнными. Но сам мудрый султан не стал убивать раненых и больных и позволил госпитальерам ухаживать за ними. Он также предоставил христианам возможность и дальше заботиться о Гробе Господнем и старался уберечь их от насилия своих солдат — запретил месть и велел армии проявить великодушие к поверженным. Многих бедных женщин, которые хотели уехать, он одарил и снабдил продовольствием в долгий путь. Христиане ушли в графство Триполи и Антиохийское княжество, а затем часть пробралась в Европу. Те же, кто решил остаться в Палестине, отныне платили подушный налог султану.

Так Саладин получил славу как «меч ислама». Но борьба за Святую Землю ещё не закончилась. Очень скоро христиане начали Третий крестовый поход.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится