История любви
Пьер Абеляр родился в 1079 году в небольшом городке Палле во французской Бретани. Он был в семье первенцем, и, к тому же, любимцем своего отца, который и сам имел некоторую склонность к учению, и сыну постарался дать лучшее образование.
Науки давались юному Пьеру на редкость легко, особенно же юного Пьера увлекала диалектика. Общаясь с теми, кто преуспевал в «искусстве диалектики», он переезжал из города в город, отказавшись от наследства в пользу младших братьев и отвергнув военную карьеру, вопреки существующей в семье традиции.
Примерно в 1100 году Пьер прибыл в Париж, где под руководством мудрых наставников продолжал постигать науки, учился риторике и преподавал, вступал в диспуты относительно устоявшихся философских взглядов. Абеляр был и популярен, и непопулярен одновременно: его смелые, даже дерзкие, но одновременно глубокие суждения привлекали в его школу все новых учеников, но в среде церковных сановников он постоянно увеличивал количество неприятелей и даже врагов.
Во время пребывания Абеляра в Париже его мать Люция и отец Беренгарий приняли монашеский сан, что побудило философа начать основательно изучать богословие.
Однажды он был представлен канонику Собора Парижской богоматери, в его доме Пьер встретил молодую девушку по имени Элоиза. По утверждению Абеляра, «она была не хуже других и лицом, но обширностью своих научных познаний превосходила всех». Став сиротой после смерти своих родителей, она попала в дом своего дяди Фульбера, каноник относился к племяннице с отеческой заботой и обеспечил ей получение лучшего образования – возможно, чтобы поудачнее выдать замуж: Элоиза была бесприданницей. Блестяще окончив школу при монастыре, она преуспевала в различных науках, в изучении греческого языка, латыни и иврита, славилась своим образованием по всему Парижу и очень стремилась продолжать обучение. Пьер Абеляр был определен в учителя Элоизе и поселился в доме каноника, чтобы давать девушке частные уроки.
Между учителем и ученицей вспыхнула страсть, которая некоторое время была благополучно скрыта от глаз ничего не подозревавшего каноника Фульбера. И «над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений».
Но тайная страсть Элоизы и Абеляра все же была раскрыта, и Фульбер, который чувствовал себя опозоренным, в ярости выгнал из дома учителя своей племянницы. Разлука не охладила любви, а наоборот, крепче связала Пьера и девушку узами «духовного», как писал он позже в воспоминаниях, союза. Поддерживать связь удавалось посредством переписки.
Через некоторое время Элоиза обнаружила, что она ждет ребенка. И тогда, дождавшись момента, когда Фульбер отлучится из дома, Абеляр увез ее из Парижа на свою родину, в город Палле, где устроил у своей сестры. Спустя положенное время у Элоизы родился сын, названный Астролябием. Фульбер между тем был в ярости, и лишь тревога за судьбу племянницы, живущей вдали от него, мешала расправиться с ненавистным философом. Абеляр, однако, сам явился к канонику, повинился и объявил, что готов вступить в брак с соблазненной им девушкой, на что Фульбер с готовностью согласился – но тут уже воспротивилась сама Элоиза.
Семья или призвание?
Она была убеждена, что, женившись, ее Пьер будет потерян для науки, что, вынужденный принадлежать женщине и семье, он не сможет отдавать свой талант философским занятиям. Детский плач и детская люлька, домашняя прислуга, постоянные заботы виделись Элоизе несопоставимыми с книгами, таблицами и размышлениями, она считала, что своему призванию Абеляр должен посвятить всю свою жизнь, не отвлекаясь на семейные хлопоты. Древние философы, убеждала она, бежали от мирской жизни, их занятия философией были сравнимы с монашеским служением.
К тому же, любовь, не опутанная узами брака, казалась Элоизе куда более радостной и свободной, она могла бы быть уверена, что их редкие свидания будут вызваны искренним чувством Пьера, а не долгом перед законной женой.
И все же спустя несколько дней Абеляр и Элоиза обвенчались – ни жениха, ни дядюшку ей убедить не удалось. После этого каждый из супругов отправился в свой собственный дом, стараясь скрывать свой брак и довольствуясь редкими и тайными свиданиями. Однако Фульбер считал это положение дел недопустимым. Он с бранью нападал на племянницу и требовал перестать скрывать свершившийся брак. Тогда, чтобы защитить жену от нападок каноника, Абеляр перевез ее в монастырь в Аржантее, неподалеку от Парижа – монастырь, где Элоиза проводила детские годы. Разъяренный Фульбер, в сопровождении нескольких подкупленных им слуг, ворвался в дом Абеляра и совершил самосуд – философ был оскоплен.
От распространившихся вестей о том, что произошло, Пьер Абеляр скрылся в монастыре – настолько тяжело переживал он свой позор, что принял постриг в аббатстве Сен-Дени – почти в одно время с Элоизой, которая приняла монашеский сан в Аржантее.
Оправившись от ран – и телесных, и духовных, философ вновь принялся за преподавание, к тому же, жизнь, которую вели монахи в аббатстве, оказалась не просто вполне мирской, а еще и «весьма предосудительной». Дальнейший жизненный путь Абеляра был наполнен богословием, новыми и ломающими традиционные устои религиозными тезисами, которые вызывали недовольство церковников и вынуждали философа переезжать из монастыря в монастырь, скрываясь от преследователей. Однажды, удалившись в безлюдные места, он с помощью учеников выстроил храм и простые жилища, назвав новую обитель Параклетом.
Судьба еще свела вместе влюбленных – именно в Параклете нашла приют Элоиза, вынужденная покинуть монастырь Аржантея вместе с другими монахинями. Для нее и сестер основанной ею общины силами сподвижников Абеляра был построен женский монастырь.
Письма
История Пьера и Элоизы известна как из записок некоторых современников, так и из исповеди самого философа под названием «История моих бед», выраженной в виде письма к неизвестному другу. Публикация этого произведения побудило Элоизу, уже ставшую настоятельницей монастыря в Параклете, написать своему мужу письмо, в котором она и мягко укоряет Абеляра за недостаточное внимание к ней, и одновременно подчеркивает свою гордость за принятое когда-то решение не связывать его своей любовью. В каждой строчке – еще и тревога за судьбу и безопасность Пьера, в ответ на которую он призывает Элоизу молиться не о теле его, а о душе.
Вообще, читая письма этой пары, трудно принять тот факт, что написаны они были девять веков назад, в период расцвета европейского Средневековья – не только из-за высокого литературного и интеллектуального уровня текста, но и из-за того, что мужчина и женщина в них общаются на равных, свободно, отдавая лишь формальную дань догмам, царящим в патриархальном обществе. Текст писем Элоизы выдает, несомненно, хорошо образованного человека, а сочетание глубокого уважения к адресату, преклонения перед ним и его талантом и одновременно высокого самоуважения и вовсе кажется немыслимым для женщины Средневековья. Правда, относительно подлинной принадлежности писем руке самой Элоизы ходили некоторые сомнения, предполагали, что их автором мог быть и сам Абеляр – сомнения, не нашедшие пока подтверждения.
«Моя единственная любовь, я удивлена тем, что наперекор всем обычаям написания писем и естественному порядку вещей ты поставил мое имя впереди своего. Получается, жену ты поставил выше мужа, рабыню - выше господина, монахиню - выше монаха, диакониссу - выше священника и аббатису - выше аббата. Вассал, пишущий своему господину, ставит его имя вперед своего, но не делается так, когда господин пишет слугам, или отец - сыновьям. Всегда имя высшего ставится впереди».
Среди ученых своего времени Абеляр считается, пожалуй, самым авторитетным и намного опередившим свое время. Чего стоят его рассуждения, в частности, о природе греха, якобы поступки не делают человека лучше или хуже в глазах Бога, имеет значение лишь намерение. Понятно, что такого рода утверждения не могли не встречать сопротивления официальных церковных доктрин. Скитания и преследования постепенно истощили здоровье Абеляра, и в 1142 году он скончался. Его останки были перенесены и захоронены в Параклете. Элоиза умерла спустя 22 года и нашла упокоение в могиле Абеляра.