Всего каких-то 100 лет тому назад женщины о таком равенстве могли только мечтать. Угнетенные, лишенные права голоса и выбора, они тысячелетиями были подчинены воле мужчин. Однако в средине 19 века среди прогрессивно мыслящих людей России начала зарождаться революционная идея о равноправии. Как эту идею воплощал в жизнь своей семьи известный писатель, публицист, литературный критик, философ-утопист Николай Чернышевский далее, в обзоре.
Немного из биографии писателя
Николай Чернышевский (1828–1889) родился в Саратове в семье священника и, как полагалось в таких семьях, родители своего сына в 14-летнем возрасте определили в духовную семинарию. Проучившись там более трех лет, семинарист Чернышевский не стал даже на шаг ближе ни к Богу, ни церкви. Зато он осознал свое истинное предназначение. Вопреки воле отца, он оставляет семинарию и становится студентом историко-филологического отделения философского факультета Петербургского университета.
Этим решением он круто поменял свою судьбу, и с точки зрения обывателя - не в лучшую сторону. Ибо то, через что довелось позже пройти Николаю Гавриловичу, покажется тяжким крестом, который он добровольно взвалил себе на плечи и пронес через всю жизнь. Но это был его выбор, выбор человека, хотевшего изменить мир к лучшему, боровшегося за равноправие и равенство во всех сферах жизни. Его вольнодумство и бунтарское настроение обошлось писателю-публицисту слишком дорого: без малого 20-летняя каторга, лишившая его сил, здоровья, общения с женой и детьми, возможности заниматься любимым делом.
Единственная и на всю жизнь
В 1853 году Чернышевский поменял свой статус холостяка на статус женатого мужчины. Его выбор вызвал кардинально противоположный отклик среди родни и знакомых молодого человека. Многие считали Ольгу Сократовну Васильеву необыкновенной женщиной, верной подругой и музой писателя. А иные - очень резко осуждали ее за легкомысленное и пренебрежительное отношение к интересам и творчеству мужа. Как бы там ни было, сам же Николай Гаврилович не только обожествлял и безгранично любил свою супругу, но и "считал свой брак своеобразным «полигоном» для испытания новых прогрессивных идей".
От своего отца, саратовского доктора, девушка унаследовала свободолюбивый характер и горячий темперамент, за глаза ее звали «гусаром в юбке». Она, имея веселый нрав, умело кокетничала и, поэтому от поклонников у нее не было отбоя. Но в спутники жизни Ольга выбрала неловкого и тихого Чернышевского. И что любопытно, сначала Николай признался в любви Ольге, потом стал отговаривать ее от союза с ним, говоря о том, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой». Но Ольгу напугать было не так просто, и она вышла замуж за вольнодумца.
К слову сказать, и женился Николай вопреки воле отца, поэтому молодая супруга, быстро подчинив его своей воле, уговорила немедля переехать из провинциального Саратова в Петербург. Этот спешный отъезд был, скорее, похож на бегство: "бегство от родителей, от семьи, от житейских сплетен и предрассудков к новой жизни".
За десятилетие совместной жизни Ольга родила троих сыновей, средний из которых умер еще в детстве.
Полная свобода в супружеских отношениях
Согласно пропагандируемым идеям Чернышевского, свободную и равноправную жизнь необходимо было приближать и внедрять постепенно. А начинать нужно было с себя, дабы быть примером для других. Именно эти идеи молодой философ в первую очередь стал воплощать в свою семейную жизнь. Отрицая любую форму неравенства, в том числе и в семейном союзе, он считал, что нельзя рассматривать жену, как свою собственность, поэтому объявил Ольге, что предоставляет ей максимальную свободу и разрешает буквально все, вплоть до супружеских измен. Суть этой новаторской идеи для той эпохи поистине была революционной и утопической. Немногим позже личный опыт семейной жизни он отразит в любовной линии знаменитого романа "Что делать?".
В доме Чернышевских частым гостем был Иван Федорович Савицкий, революционер-подпольщик. Захаживал он к ним частенько не только по делу, а и по сердечным делам. Хозяйка дома с первой встречи очаровала его, а через время между ними возник роман. Савицкий начал убеждать жену друга бежать с ним, клянясь в вечной любви. Безусловно, Ольге льстили знаки внимания Ивана, но чтобы бежать с ним, ей даже в голову не приходило. Однажды она рассказала все мужу, а тот спокойным голосом ответил: «Ты вольна выбирать себе жизненный путь. Я же хочу одного: чтобы ты была счастлива».Разумеется, она осталась с Николаем, разве можно было уйти от такого мужчины.
Она всегда рассказывала супругу о том, что ее волновало: о танцах, прогулках, нарядах, поклонниках. А Чернышевский слушал, кивал и через пять минут забывал обо всем этом. И два таких разных человека были необыкновенно счастливы!
Из воспоминаний очевидца, гостившего в доме у Чернышевских: «…жена его милая особа, недурна собою, и супруги, кажется, до сих пор по уши влюблены друг в друга. После обеда она поила его кофе, перемешанным частыми поцелуями, села к нему на колени, обняла голову, давала по глотку кофе и по поцелую».
Наказание за мировоззрение и революционные идеи
По приезду в Петербург Чернышевский начал карьеру публициста. И совсем скоро в журнале «Современник», куда его пригласил Н.А.Некрасов, имя Николая Гавриловича стало вроде знамени, что сыграло с ним впоследствии злую шутку.
В конце 50-х с приходом к власти Александра II, названного проводником широкомасштабных реформ, постепенно начали происходить перемены: послабление цензуры, отмена крепостного права. Однако революционно настроенным слоям русской интеллигенции этого было мало. Во многом вдохновляемые публикациями Чернышевского, ее представители готовили крестьянское восстание, В результате в Петербурге начали организовываться революционные кружки, распространяться прокламации в виде листовок, подчас с достаточно кровожадным текстом, призывающим к восстанию и свержению существующего строя.
Безусловно, власть ввела жесткие меры, чтобы остановить это движение. Начались массовые аресты. Чернышевский также был арестован, и невзирая на то, что его причастность к беспорядкам и текстам прокламаций доказана не была, он был признан виновным и осужден на четырнадцать лет каторжных работ в Сибири и пожизненное поселение там же. Позже своим указом император заменил 14 лет на 7.
В мае 1864-го над заключенным был публично совершен обряд «гражданской казни». Николая Гавриловича вывели на площадь с табличкой на груди, которая гласила "государственный преступник", приковали цепями к столбу и, сломав над его головой шпагу, оставили стоять в течение нескольких часов у "столба позора".
Любовь через годы и через расстояние
Чернышевскому было 34, когда его арестовали. Двадцать следующих лет уже сложно было назвать жизнью: полтора года заточения в Петропавловской крепости, гражданская казнь, каторга, ссылка в Якутию. Его жена Ольга, совершенно не способная ни на какие подвиги и самоотречения, через два года ссылки мужа, взяла сыновей и отправилась к нему в Сибирь. Однако через пять дней уже отбыла обратно — Николай Гаврилович буквально заставил ее уехать и никогда больше не возвращаться.
Революционно настроенного Чернышевского мало интересовали собственные трудности. Он больше всего был обеспокоен положением, свалившимся по его вине на плечи его жены.
Даже в самые тяжелые каторжные годы он пытался заботиться о ней. Собирая копейки из скудного своего заработка, он купил ей роскошный лисий мех и переправил в Петербург.
Из сибирской ссылки Чернышевский написал жене около 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее она забудет его, тем лучше для нее. В них он просил любимую женщину следить за своим здоровьем, он неоднократно писал, что половое воздержание противопоказано женщинам и отрицательно на них влияет. Он умолял Ольгу Сократовну отказаться от него и выйти замуж за другого, но та решила этого не делать. У Ольги, безусловно, были романы с мужчинами, в чем честно признавалась в письмах мужу. А тот любил ее безмерно, и эти чувства сохранил на всю жизнь.
Свобода и смерть
По истечении 10 лет каторги Чернышевскому было предложено подать прошение о помиловании, однако тот наотрез отказался. И лишь спустя двадцать лет друзья и родственники смогли добиться для него помилования: ссылка в Сибири была заменена ссылкой в Астрахань.
Чернышевскому было всего 55, а выглядел он изможденным стариком. По дороге в Астрахань ему было разрешено заехать в родной Саратов, повидаться с женой и сестрой Варей. Встречала Ольга Сократовна своего мужа, выглядевшего замученным и больным, в новом праздничном платье, специально сшитом по этому поводу, а сестра укоризненно смотря на нее, рыдала. Ольга позже писала своим родным в Петербург о том, чего ей стоило это напускное веселье: "Я все время старалась быть веселой. Пусть люди опять говорят, что я бесчувственная. Делаю так потому, что так нужно".
Когда время свидания окончилось, Николай Гаврилович отправился в дорогу. А Ольга Сократовна подхватила заранее собранные вещи — ей надо было успеть на последний пароход до Астрахани... Осенью того же года Николай Чернышевский заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти доктора констатировали кровоизлияние в мозг.
«Любовь долго продолжаться не может…» - так писал Чернышевский в молодые, но в его судьбе все произошло как раз наоборот. Свою свободную любовь он пронес через всю жизнь.