Картина была заказана в 1642 году Стрелковым обществом, жаждавшим увековечить свое участие в параде по поводу приезда королевы Марии Медичи. Главная идея «Дозора» - изобразить людей в движении. Художник представляет момент, когда рота строится для марша.
По команде капитана Кока (центральная фигура в черном камзоле) барабанщик (справа) дает сигнал к построению. Каждый ополченец берет оружие, знаменосец гордо поднимает штандарт. Динамику усиливают второстепенные сцены: резвая собака лает, барабанщик бьет в свой большой барабан, готовясь не отставать от марширующих стрелков. Слева виден мальчик, оглядывающийся назад и убегающий с пороховницей, где-то один стрелок возится с дулом мушкета, за богато одетым капитаном другой стрелок случайно стреляет из своего мушкета… Живой и динамичный беспорядок. И кто эта блестяще освещенная девушка, одетая в золото с мертвой привязанной курицей на талии? Вполне вероятно, она является символом или талисманом художника (ее лицо напоминает лицо любимой музы художника Саскии), а курица является эмблемой герба стрелков Баннинга Кока.
Первый показ картины
Чтобы усилить впечатление массового движения и наступающей массы, Рембрандт изобразил не 17 стрелков, а 28. Давая, с одной стороны, больше, чем ему было заказано, он, с другой стороны, раздосадовал своих заказчиков тем, что вообще дал вовсе не то, что ожидалось получить. Картина стоила 1700 гульденов (по 100 на каждого участника). Где же портреты 17 стрелков, оплативших работу? Не говоря уже о том, что большинства из них нельзя узнать, так как их головы заслонены руками передних стрелков, скрыты или разрезаны знаменами и ружьями. Вместо того, чтобы придать каждому участнику портрета одинаковое значение и в полной мере изобразить его, Рембрандт создал эквивалент снимка: группа стрелков, которые только что приступили к действиям и собираются в марш. Можно представить ужас, когда картина была впервые продемонстрирована.
Когда «Ночной Дозор» с большой помпой предстает перед членами стрелковой гвардии и их женами, ошеломленное молчание быстро сопровождается смехом жен, а затем яростью и негодованием со стороны мужчин. Отвечая на вопрос Рембрандта о том, что он думает о картине, друг и покровитель художника, а также меценат и коллекционер Ян Сикс не сдерживается: «Я не вижу в этом ничего, кроме теней, тьмы и растерянности», - отвечает он с большой ухмылкой, а затем продолжает: «Вы ведь не ожидаете, что мы воспримем это как серьезное искусство?». Спустя несколько мгновений капитан Баннинг Кок, который, залитый светом появляется на картине вместе со своим изящно одетым лейтенантом, говорит художнику, что его работа чудовищна. Стрелковая гвардия заказала групповой портрет. Но Рембрандт демонстративно нарушил все общепринятые правила портретной живописи.
Почему «Ночной дозор» на самом деле не ночной?
Наконец, и сам «Ночной дозор» — не ночной. На самом деле картина называется «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», и происходит это выступление днем. Но из-за того, что со временем холст покрылся копотью и грязью, а лак потемнел, искусствоведы XVIII века, обнаружившие его в запасниках, решили, что Рембрандт изобразил ночь.
Почему «Ночной дозор» стал последним заказом Рембрандта?
Рембрандт старался оставаться поэтом света даже при обработке темы, требующей наиболее целесообразной и правильной трактовки. После такой выходки Рембрандт перестал существовать для амстердамского общества. Можно было найти других художников, которые более объективно выполняли свою задачу.
Тяжелее сложившегося хладнокровия публики была для мастера света потеря любимой жены Саскии. Он был отныне один в своей мастерской, где когда-то раздавался громкий смех любимой музы. Фактически, она умерла в тот год, когда «Ночной дозор» - его самая значимая работа – была завершена. Титус, которому тогда только исполнился год, был единственным из четырех детей пары, выжившим до взрослой жизни.
После «Ночного дозора» Рембрандт не писал больше картин для продажи. Ничего не зарабатывая, он тратил, однако, как Крез. Да, Рембрандт был коллекционером. У него была великолепная коллекция работ Тициана, Джорджоне, Пальмы драгоценнейшие старые гравюры и даже произведения античного искусства. Однако, в Голландии того времени было крайне сложно продать все эти шедевры, собранные с таким тонким вкусом, коим обладал мастер. Впоследствии у Рембрандта появилась гражданская жена Хендрикье Стоффельс (которая родила ему дочь) и, казалось, наступила наконец светлая полоса в жизни. Однако многочисленные удары судьбы (все имущество Рембрандта было выставлено на торги, заказов не было, смерть сына Титуса от чумы, впоследствии смерть Хендрикье) полностью разрушили его жизнь. К слову, смерть сына стала главным разрушительным ударом, отмеченным личной трагедией и финансовой неопределенностью последних двух десятилетий. Так обеднел Рембрандт, которого когда-то брак с Саскией и успешно выполненные заказы сделали богачом.