Взять хотя бы любой национальный гимн – это музыка, превращенная в символ, объединяющий людей и вызывающий в их сердцах гордость за свою страну. Есть в истории один очень мрачный пример того, как искусство великого композитора стало партитурой для создания целой тоталитарной системы.
Музыкальные вкусы нацистов
Известно, что Вагнер был любимым композитором Адольфа Гитлера. Его произведения еще в молодости вводили будущего фюрера в экстатическое состояние. Кроме мистической музыки, заряженной энергией и силой, идеологическая составляющая опер и мистерий этого немецкого композитора также оказались очень подходящими для тоталитарного режима. Практически все великие произведения Вагнера написаны на материале германских легенд или знаменитых новеллах и поэмах немецких авторов: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», цикл «Кольцо Нибелунгов», «Тристан и Изольда». Придя к власти, нацисты сделали музыку Вагнера практически официальным символом своей власти. Так, например, все съезды НСДАП начинались с увертюры к опере «Риенци», а знаменитый “Полет валькирий” - красивейший отрывок из оперы ”Валькирия” стал официальным гимном немецких люфтваффе.
Музыкант и мыслитель
Поклонники Вагнера, оправдывая великого композитора, говорят о том, что Вагнер был не единственным композитором, любимым нацистскими лидерами – Гитлер, например, и Бетховена очень уважал, особенно его «Оду к радости», а Гиммлер прекрасно исполнял Баха. Произведения Вагнера просто слишком хорошо вписались в национальную идею Третьего рейха, так как были посвящены героям германского мифологического эпоса. На волне подъема немецкого самосознания их действительно использовали как музыкальный фон для оформления нацистских церемоний и даже преступлений в концлагерях (хотя факт, что людей сжигали под музыку этого композитора, до сих пор вызывает споры), но в любом случае, Вагнер, умерший за шесть лет до рождения Адольфа Гитлера, за это нести ответственность не может.
На самом деле, данный вопрос намного сложнее. Кроме музыкальных произведений Вагнер был автором богатого литературного наследия – многочисленных трудов по теории музыки и истории искусства, философских произведений и мемуаров. Одной из идей, красной нитью проходящей через все его творчество, стала активная и крайне откровенно выражаемая юдофобия. Это неоспоримый исторический факт, все его многочисленные высказывания на эту тему не оставляют возможности для двойной трактовки и относят композитора к числу ярых антисемитов.
Взгляды Вагнера вызывали возмущение еще при жизни композитора. Так, его статья «Еврейство в музыке», опубликованная в 1850 году, вызвала протесты профессоров Лейпцигской консерватории. Нужно отметить, что данный текст до сих пор возмущает людей, и в 2012 году он был внесен в Федеральный список экстремистских материалов Российской Федерации. Его печать и распространение в нашей стране запрещено. Взгляды и труды Вагнера явились причиной того, что его произведения никогда не исполняются в Израиле. Этот бойкот считается негласным, но очень жестким.
Как по нотам
Некоторые исследователи считают, что влияние творчества Вагнера на фашистский режим не ограничивалось созданием музыкального фона для организации церемоний. Известно, что Гитлер зачитывался его литературными трудами, почерпнув из них националистические идеи. Многие символы и герои произведений Вагнера как будто оживали при написании страшнейшей страницы человеческой истории.
Так, например, фашистами постоянно использовались вагнеровские названия и имена: «Лоэнгрин», «Валькирия», «Нибелунги», «Грааль» - наименования тайных лож общества «Германенорден», созданного немецкими националистами-антисемитами по масонскому образцу. План нападения на СССР назвали в честь наследника Нибелунгов – «Барбаросса». Знаменитая «Линия Зигфрида» - по имени героя «Кольца Нибелунгов».
Считают, что сам Гитлера ассоциировал себя с Парсифалем – главным действующим лицом одноименной музыкальной драмы Вагнера – это герой, пришедший из народа, чтобы вести нацию за собой. Даже конец жизни великого диктатора и его жены как будто разыгран по либретто трагической оперы: в финале «Гибели богов» Брунгильда и Зигфрид исчезают в пламени погребального костра, в котором пылает сама Вальгалла.
Еще в 1923 году Гитлер долго стоял у простого камня в Байрейте, под которым упокоился великий немецкий композитор. Затем будущий фюрер произнес: «Я чувствую мистическую связь между мной и Вагнером». К сожалению, эта история стала ярчайшим примером того, что музыка – это действительно великая сила, и иногда она может стать разрушающей.