Мальчик, который хотел стать художником
Фаусто родился в семье каменщиков. Поколение за поколением его предки работали на стройках, и своему сыну Дзонаро-старший собирался обеспечить такую же карьеру. Но мальчик больше всего на свете хотел рисовать. И… никакого скандала. Нежно любивший его отец согласился. Фаусто стал ходить на учёбу каждый день в училище, расположенное в соседнем городке — за 12 километров. Чтобы обучение было не так разорительно для семьи, ходил он пешком, повесив ботинки на шею — чтобы не стирались. Так что отцу приходилось тратиться только на краски и бумагу.
Мальчик оказался одарён. Стало ясно, что живопись — его призвание. После училища он поступил в Академию изящных искусств в Вероне. Ему помогла меценатка, дворянка Стефания Омбони, поддержавшая немало юных дарований из глубинки. Курс, на котором учился Фаусто, можно назвать золотым — многие из студентов стали потом знаменитыми художниками.
Художник Дзонаро: один из сотен
Образование получают, чтобы потом работать. Вакансии великого или выдающегося художника в газетах не было, и Дзонаро открыл собственную школу рисования, уехав из Вероны в Венецию. Сам он много писал, стараясь найти свой собственный стиль на стыке гладкого линиями итальянского реализма и «неряшливого» французского импрессионизма.
Рисовал всё, что видел. Жанровые сценки с улиц, из мастерских и лавочек; детей, девушек, юношей, мужчин, женщин, стариков; дома, стены, каналы, мостовые. Такие картины разлетались у туристов, как горячие пирожки, и все венецианские художники писали их чуть ли не конвейерным методом. Дзонаро был классом выше большинства коллег, много выставлялся на родине и за границей, получал одобрительные отзывы критиков, но туристы всё равно не отличили бы его полотна от десятков других выставленных на продажу картин со всё теми же мальчишками, цветочницами, лавочниками и праздными барышнями.
В своей школе он познакомился с девушкой по имени Элизабетта Панте. Молодые люди влюбились, женились и съездили в Париж — именно там Фаусто с творчеством импрессионистов и познакомился. Художницы из Элизы не вышло, зато она стала неплохим фотографом.
Дзонаро очень поддерживал герцог Паоло Камерини, как скупая его картины, так и делая крупные заказы, например, на несколько пастельных пейзажей для оформления гостиной. Вообще умение Дзонаро писать выразительные пейзажи послужило на руку его потомкам. Он успел сделать несколько картин, изображающих Пендино, один из самых старых и самых неблагополучных районов Неаполя, за несколько лет до того, как его снесли. В общем, всё шло а тому, что в истории Дзонаро останется как один из множества певцов в Италии. Но случай в лице российского посла в Турции всё изменил.
Улицы Стамбула и дворец султана
В 1892 году Фаусто вместе с семьёй переехал в Стамбул, чувствуя, что в Италии закисает. Жене и детям на новом месте понравилось, да и сам художник воспрял. Как всегда, он немедленно влюбился в улицы нового города. Полотно за полотном заполнялись фигурами людей, составляющих жизнь этих улиц. В Турции было не так много европейских художников, так что, когда послу России Нелидову понадобилось заказать картину, он обратился именно к Дзонаро.
Картина должна была стать подарком султану Абдулу Хамиду. На ней, по желанию заказчика, Дзонаро изобразил турецких кавалеристов, проходящих по мосту под восхищённые взгляды горожан. Полотно султану несказанно понравилось, и в 1896 году Дзонаро был приглашён на должность придворного живописца.
Позже, после переворота, о Фаусто будут вспоминать как о художнике последнего султана Турции. Но тогда ничто, казалось, не предвещало султану печальной судьбы, и Дзонаро рисовал Абдула Хамида и его семью, запечатлевая довольные жизнью, цветущие лица. И, конечно, параллельно писал улицы, улицы, улицы — полные бородачей и женщин в платках. Никто столько не сделал, чтобы оставить портрет самой Турции на рубеже веков, сколько этот итальянец. Неудивительно, что турки его до сих пор обожают.
В Стамбуле Дзонаро продолжал обучать следующее поколение живописцев. Среди его учеников — знаменитая турецкая художница Михри Мюшфик Ханым. К сожалению, после переворота 1909 года Дзонаро больше не находил себе места в Стамбуле. В Италии он искал место, похожее на город, который он успел полюбить всем сердцем, и поселился в Сан-Ремо. Прожил Дзонаро в Сан-Ремо до конца жизни. Его картины до сих пор волнуют зрителя, а на мировых аукционах они оцениваются в сотни тысяч долларов.