Гессен-Дармштадтские принцессы при русском дворе: случайность или все-таки закономерность?
Династические браки – давняя традиция в России. В эпоху Петра I они были средством усиления русского влияния вдоль побережья Балтики. Во времена Екатерины Великой невесты выбирались в княжествах Центральной и Южной Германии (Бадене, Саксен-Кобурге, Вюртемберге, Дармштадте).
Сама императрица состояла в родстве с королевскими домами Дании, Пруссии и Швеции. В случае с Марией Александровной, Елизаветой Фёдоровной и Александрой Фёдоровной браки заключались не по каким-то геополитическим соображениям, а по взаимной любви.
Трагедия Вильгельмины, или почему великая княгиня Наталья Алексеевна так и не стала императрицей
Гессен-Дармштадтскую принцессу Вильгельмину, после крещения – Наталью Алексеевну, в супруги своему сыну Павлу I выбрала за ум, красоту и добрый, как ей показалось, нрав императрица Екатерина II. Но на деле та оказалась хитроумной интриганкой, охотно принимавшей участие в придворных кознях против императрицы. К тому же полюбить своего мужа она не смогла (они даже жили в раздельных спальнях).
Когда стало известно о её беременности, то можно было легко догадаться, что этот ребёнок был не от законного супруга, а от графа Разумовского – с ним Наталья Алексеевна состояла в любовной связи. Врачам, принимавшим роды, было дано указание от императрицы Екатерины, чтобы они активно не вмешивались в процесс. Роженица промучилась пять суток и умерла (её ребёнок умер ещё раньше неё, в утробе). Родить сама Наталья Алексеевна не могла – в результате длительного использования корсета для выправления сутулости у неё было изменено расположение костей.
Высказывается версия, в соответствии с которой во время своих мучений, в родильной горячке, Наталья Алексеевна прокляла род Романовых. Но это лишь предположение. Хотя жестокая смерть самого Павла I от рук заговорщиков и последующие трагедии семей царственного рода могут выступить косвенным подтверждением его правдивости.
Нелёгкий крест Марии, или как оно быть женой царя-реформатора
В ходе одной из поездок по Европе наследник престола великий князь Александр посетил Дармштадт, где увидел и страстно полюбил свою будущую супругу – принцессу Гессенскую Максимилиану Вильгельмину Августу Софию Марию. Вопреки нюансам с происхождением потенциальной невесты (её отцом считался не Людвиг II, а эльзасец барон Август де Гранси), Николай I и его супруга Александра Фёдоровна соглашаются с выбором своего сына. Принцесса Мария принимает православие, а её духовным отцом на долгие годы становится будущий российский святой митрополит Филарет.
Мария Александровна станет достойной духовной дочерью: она не только примет православие по обряду, а глубоко прочувствует его суть, с настоящим смирением будет нести свой крест, станет нравственной опорой своему мужу (многие отмечали её благотворное воздействие на императора, её молитвой он был храним во время многочисленных покушений на него). Очень точно характеризует супругу Александра II адмирал Д. С. Арсеньев, воспитывавший их младших детей: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».
Брак будущего императора Александра II в течение нескольких лет был счастливым (пока он не стал позволять себе многочисленные романы на стороне). Он действительно очень любил свою жену. Да и все, кто её знал, отмечали, что в ней сочетались врождённое достоинство с необыкновенной естественностью и к ней невозможно было не почувствовать самой глубокой симпатии. Хрупкая и не крепкая здоровьем, она родила восьмерых детей, поддерживала мужа в начатых им широкомасштабных государственных реформах и очень много занималась благотворительностью. Общество помощи больным и раненым воинам (прообраз Красного креста), общество слепых, слабослышащих, акушерская помощь, создание санитарных поездов (во время русско-турецкой войны) и первых «бэбибоксов», женщины -фельдшеры (раньше только мужчины могли исполнять такие обязанности) – всем этим по долгу императрицы и по велению души занималась Мария Александровна.
Кроме этого, она ведёт широкую просветительскую работу – по её инициативе происходит пересмотр системы образования. Большие усилия императрица прилагает для развития женского образования – учреждена сеть женских гимназий, созданы в епархиальных училищах женские отделения (регентские, иконописные). К отмене крепостного права в России она тоже имеет самое непосредственное отношение, так как с самого начала поддерживала эту инициативу своего супруга.
Её и без того слабое здоровье было подорвано частыми родами и потерей сына - цесаревича Николая. Она сама занималась его воспитанием и образованием, имея конечную цель – вырастить для России идеального во всех отношениях монарха. У него были для этого все нужные качества, но он умер в 21 год от менингита. Эта трагедия внутренне убивала Марию Фёдоровну, по меткому замечанию современников, лишь внешняя её оболочка продолжала жить механической жизнью. Она умерла в одиночестве, тихо, с ангельской улыбкой на лице.
Счастье Эллы, или как Елизавета Фёдоровна стала ангелом-хранителем Москвы
Принцесса Гессен-Дармштадтская Елизавета стала супругой великого князя Сергея Александровича, пятого сына Александра II. Меду ними возникло взаимное чувство, которое со временем лишь усиливалось. Необычайная внешняя красота Елизаветы Фёдоровны в сочетании с красотой души делали её неотразимой. В неё влюблялись все мужчины, которые имели честь быть в её окружении. Она для всех была чрезвычайно приятной в общении. Живой ум, хорошее образование и эстетическое чутье позволяли ей быть тонким и интересным собеседником.
Православие она приняла только через семь лет супружеской жизни, так как относилась к этому вопросу очень серьёзно, а ещё долгое время не решалась огорчать переменой веры своих родных. Но за эти годы она так глубоко и искренне полюбила новую веру и свою новую страну, что не могла поступить иначе. До самой трагической кончины Сергея Александровича они жили в любви и счастье.
После смерти своего супруга Елизавета Фёдоровна приняла монашеский постриг, отдала часть своих сбережений в государственную казну, а на оставшуюся часть построила Марфо-Мариинскую обитель. Это учреждение сочетало жизнь сестёр по монастырскому уставу и самую широкую благотворительную деятельность. Сёстрам читались лекции по медицине, психологии, основам христианства. Они выхаживали раненых солдат, перевоспитывали и устраивали жизнь беспризорных детей, обеспечивали работой и жильём молодых девушек из бедных семей.
Елизавета Фёдоровна инициировала сбор средств на закупку для фронта (война 1914-1918 гг.) необходимых вещей и провизии, подарков для солдат. Эта деятельность объединила людей разных сословий. Были забыты все условности, каждый просто хотел быть частью общего дела. Внутренний духовный свет души великой матушки освящал всех, кто был в орбите её забот и участия. Матушку видели с делами попечения то там, то тут, она все силы отдавала служению людям. Москва любила и почитала её. На Архиерейском соборе Русской православной церкви, состоявшемся в 1992 году, великая княгиня Елизавета была канонизирована.
Алиса в стране беды, или трагическая судьба последней русской императрицы Александры Фёдоровны
Младшая сестра великой княгини Елизаветы Фёдоровны принцесса Алиса стала супругой последнего русского императора Николая II. Их взаимная любовь росла день ото дня. Их счастливая семейная жизнь омрачалась лишь болезнью сына и наследника Алексея и внешними политическими событиями сложного времени. Россия увязла в тяжёлой, кровопролитной войне, а изнутри запылала революционными настроениями.
Справиться со сложившейся ситуацией императору не удалось. В марте 1917 года он отрёкся от трона. Его семья была расстреляна в июне 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Царственные мученики были канонизированы Русской Православной Церковью в 2000 году.