Человека, который принес с Марафона в Афины новость о победе греческой армии, звали Фидиппид (или Филиппид, или Терсипп, или Евкл). Суть в том, что разные античные авторы дают ему абсолютно разные имена. Первым же о нем написал древнегреческий философ и писатель Местрий Плутарх, который родился в 46 году нашей эры. Беда лишь в том, что битва при Марафоне была в 490 году до нашей эры. Таким образом Плутарх, мягко говоря, не был свидетелем тех событий и писал о них спустя более 500 лет. Уже одного только этого достаточно для того, чтобы усомниться в действительности слов философа.
Скорее всего история героя-гонца Фидиппида, который пробежал 35 км от Марафона до Афин, принес жителям радостную весть и умер от изнеможения – это легенда, литературный вымысел, который сочинил Плутарх специально. Ведь звучит пафосно и драматично, а люди любят подобные истории. Особенно когда речь заходит о геройском эпосе. А как известно, всякий герой обязательно должен погибнуть. Само собой, подобная легенда вряд ли была придумана Плутархом на пустом месте и нечто подобное имело место быть в действительности.
Был ли гонец на самом деле? Определенно да. Более того, некий гонец по имени Фидиппид, судя по всему, действительно жил в эпоху Греко-персидских войн (шли с 500-449 года до нашей эры). В частности, о подобном человеке упоминает «отец истории», философ, писатель и историк Геродот Галикарнасский, который родился с 484 году до нашей эры. И хотя саму Марафонскую битву Геродот не застал, он жил в ту же эпоху и более того, жил в окружении людей, которыми были свидетелями тех событий.
Так вот «отец истории» в своих трудах также упоминает Фидиппида, который по его описанию был отличным бегуном. Вот только у Геродота атлет бегал не от Марафона в Афины, а из Афин в Спарту с просьбой прислать войска на помощь. При этом Фидиппид справился с пробежкой за 3 суток, преодолев 238 км только в одну сторону… Возможно, Геродот также приукрасил достижения атлета, однако в любом случае данное описание наглядно демонстрирует, насколько хорошо было с физической подготовкой у греческих воинов и гонцов. Не исключено, что никакого бегуна Фидиппида в действительности при Марафоне не было, однако дело здесь скорее всего в другом.
С известной долей вероятности живший уже в нашей эре Плутарх мог прочесть труды Геродота и «вдохновиться» на создание своей собственной истории Фидиппида. В результате чего и родилась красивая и печальная легенда о самопожертвовании атлета. Тем более, что так делали многие авторы на протяжении всей истории (и продолжают делать в наше время!). Хотя победа над персами при Марафоне была важным событием, едва ли греки стали бы отправлять в Афины в срочном порядке изнеможённого битвой гонца.
Впрочем, с точки зрения медицины даже подготовленный человек вполне себе мог погибнуть после неудачной пробежки. Теоретически, сердце атлета могло не выдержать «разгонки» под действием адреналина в результате неудачной остановки и неправильного контроля дыхания. К сожалению, сам Плутарх не счел нужным подкрепить рассказанное какими-либо пояснительными комментариями.