Почему в Средние века пятница Страстной недели была опасным днем для евреев
0
0
662
просмотров
Скоро христиане будут отмечать Страстную пятницу. Люди будут страстно и преданно молиться, вознося прошения к Богу, вспоминая смерть Иисуса на кресте.

Этот день очень торжественный для всех верующих. Христиане благодарят за свое спасение, которое стало возможным благодаря страданиям Иисуса. При этом люди усердно готовятся с радостью в сердце встретить пасхальное воскресенье, когда отмечается возрождение Иисуса Христа. Однако в Средние века Страстная пятница была довольно опасным временем для евреев. Но обо всем по порядку.

Страстная пятница в Средние века

Ученые, изучающие отношения между евреями и христианами, обнаружили, что, начиная с четвертого века христиане традиционно читают Евангелие от Иоанна, версию испытаний и смерти Иисуса во время служений в Страстную пятницу. В этом Евангелие постоянно используется слово «евреи», чтобы описать тех людей, кто сговорился убить Иисуса.

В результате особенностей языка того времени вина за смерть Иисуса в средневековом христианстве была возложена на еврейский народ в целом.

Во время средневекового служения в Страстную пятницу христиане молились за «коварных и лживых евреев», чтобы Бог мог убрать завесу с их сердец, чтобы они знали Иисуса Христа. В другой части службы перед собранием было установлено распятие, чтобы люди могли почитать распятое тело Иисуса. В течение этого времени певчие распевали тексты, известные как "Упреки". В одном из куплетов голос Бога обвиняет еврейский народ в неверности, отвергнув Иисуса как своего Мессию и вместо этого распяв его.

Во всем виноваты евреи

Средневековые христиане, таким образом, получили сообщение в Страстную пятницу о том, что евреи, которые жили среди них, были врагами христиан. Считалось, что именно они убили своего спасителя и теперь должны были либо принять христианство, либо подвергнуться Божьему наказанию. Но люди настолько сильно верили в вину еврейского народа, что во время литургии Страстной пятницы часто проявляли физическое насилие по отношению к местным еврейским общинам.

Массовые гонения

Обычно еврейские дома во время Страстной пятницы забрасывали камнями. Причем часто подобные выходки со стороны христиан поддерживались духовенством и даже люди в рясах принимали участие в массовых гонениях евреев. Дэвид Ниренберг, ученый средневековых иудейско-христианских отношений, утверждает, что это насилие якобы воспроизводило то зло, от которого пострадал Иисус.

Другой ученый Лестер Литтл, утверждает, что нападение на еврейскую общину становилось своеобразной местью за смерть Иисуса и ритуальным актом, который укреплял границу между евреями и христианами.

Игнорирование требований церкви

Местное духовенство, которое поощряло и участвовало в насилии против евреев, нарушало правила своей церкви. Церковный закон стремился защитить евреев и требовал, чтобы они оставались внутри своих домов в Страстную пятницу. Исторически западная церковь взяла на себя ответственность за защиту еврейских общин, потому что они рассматривали евреев как хранителей Ветхого Завета и, следовательно, пророчеств об Иисусе. Официальные позиции, однако, часто игнорировались на местах, так как многие христиане стремились утвердить свою власть над еврейской общиной.

Гражданские власти защищали евреев, выделяя для этих целей вооруженных охранников и не позволяя христианам младше 16 лет бросать камни. Но подобные действия не всегда могли предотвратить кровопролитие и насилие.

Что изменилось после Второй мировой войны

Хотя массовое насилие против евреев в Страстную пятницу отступило после средневекового периода, слова о евреях на службе Страстной пятницы не исчезли до 20-го века. После Холокоста христианские церкви поняли, что их собственные учения и практики способствовали нацистскому геноциду против еврейского народа.

Второй Ватиканский Собор стал поворотным пунктом в римском католицизме. Это было собрание всех епископов в церкви, которые организовывались с 1962 по 1965 год и определяли новое направление взаимодействия церкви с современным миром. Во время собора Римско-католическая церковь издала указ об отношениях с нехристианами под названием Nostra Aetate.

Этот документ подтвердил, что церковь возникла из еврейского народа и объявил, что евреи не должны нести ответственность за смерть Иисуса. Кроме того, Nostra Aetate заявляет, что осуждает ненависть, преследования, проявления антисемитизма, направленные против евреев в любое время и кем бы то ни было.

Изменение сознания

В результате этого указа Римско-католическая церковь начала согласованные усилия, которые продолжаются и по сей день. До сознания христиан доносится мысль, что еврейский народ не виноват в смерти Христа и духовенство призывает улучшить отношения с еврейским народом, ведя расширенные диалоги.

Хотя некоторые церкви все еще используют «Упреки» во время богослужений в Страстную пятницу, но негативные высказывания о евреях в куплетах удаляются. Среди римско-католиков пересмотренная молитва об обращении евреев все еще разрешена, хотя только в латинской версии литургии.

Новая версия молитвы

Самая распространенная версия службы Великой пятницы, используемая римскими католиками, теперь имеет новую молитву.

Примерно в то же время после Холокоста многие протестантские церкви в Европе и Северной Америке также работали над пересмотром своих служб Страстной недели, чтобы избежать антиеврейского языка.

Работа, которая предстоит

Тем не менее еще предстоит проделать определенную работу на богослужениях Страстной недели, в том числе в епископальных церквях.

В церкви Евангелие от Иоанна остается единственным авторитетным повествовательным рассказом о служении в Страстную пятницу. Хотя чтение Евангелия от Иоанна явно не поощряет насилие против евреев, сохранение этого чтения, как единственного варианта для Страстной пятницы, может показать нежелание институциональной церкви противостоять истории ее использования.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится