Сандро Боттичелли
Одним из художников цветущего флорентийского двора при Лоренцо Медичи был Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, оставшийся в истории под именем Сандро Боттичелли. Живописец попал в поле зрения Лоренцо еще до начала правления последнего и участвовал в украшении улиц к организованному Медичи рыцарскому турниру в 1468 году.
На следующий год Боттичелли вместе с другими художниками Флоренции привлекли к подготовке празднеств по случаю свадьбы Лоренцо и римской аристократки Клариче Орсини: Боттичелли разрисовывал штандарты и триумфальные арки.
После прихода Лоренцо к власти во Флоренции новый правитель и его младший брат Джулиано пригласили Боттичелли в свою виллу — это стало своего рода знаком покровительства, и флорентийцы, равнявшиеся на вкус Медичи, потянулись к живописцу с заказами, пусть он еще и не был признанным мастером.
С именем Медичи связан целый ряд знаковых произведений Боттичелли, созданных за время его работы «под крылом» семейства. Так, его кисти принадлежит канонический портрет Джулиано Медичи, написанный после смерти брата Лоренцо в результате заговора. Членов семейства Боттичелли изобразил и на своей картине «Поклонение волхвов»: в образах самих волхвов запечатлены Козимо, Пьеро и Джованни — дед, отец и дядя Лоренцо соответственно, а сам правитель Флоренции и его брат изображены среди прохожих.
«Рождение Венеры» Боттичелли также предположительно связано с семейством Медичи: ряд историков полагает, что картина была написана по заказу двоюродного брата Лоренцо Великолепного, а вдохновение для запечатленных образов живописец черпал в личной коллекции правителя.
Также Лоренцо Медичи Боттичелли обязан своим участием в росписи знаменитой Сикстинской капеллы. Именно Медичи, стремясь нормализовать отношения с папским престолом после убийства своего брата в результате заговора, договорился с Папой Римским Сикстом IV (главным «заговорщиком») об отправке группы флорентийских художников в Ватикан для участия в украшении капеллы.
Микеланджело Буонаротти
Лоренцо Медичи открыл первую во Флоренции художественную школу: ее ученики были свободны от гнета «цехов» и обязанностей помогать наставникам с заказами, они могли формировать собственную творческую индивидуальность и имели доступ к обширной личной коллекции Медичи. Именно в эту школу в 1489 году и попал юный Микеланджело Буонарроти.
В школе Медичи будущий великий скульптор обучался у Бертольдо ди Джованни — который, в свою очередь, был учеником самого Донателло. Уже во время учебы талант Микеланджело вызывал как восхищение, так и неприязнь — к этому моменту биографии Буонарроти относится его драка с Пьетро Торриджано, другим учеником Джованни, который сломал Микеланджело нос.
В первый же год обучения Микеланджело был замечен самим Лоренцо Великолепным: увидев его скульптуру Фавна, правитель Флоренции принял решение взять юношу под свое покровительство. С 1490 года Буонарроти жил во дворце Медичи и воспитывался вместе с детьми Лоренцо до самой смерти правителя Флоренции в 1492 году.
За это время скульптор создал знаменитые барельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». После кончины своего покровителя Микеланджело покинул дом Медичи. Он несколько раз уезжал из Флоренции и возвращался в город. Как и Боттичелли за несколько десятков лет до него, Микеланджело принял участие в росписи Сикстинской капеллы.
Связь Микеланджело с семейством Медичи сохранилась и после смерти Лоренцо: скульптор выполнял заказы папы Льва X, а затем папы Климента VII, которые приходились покойному Лоренцо Великолепному сыном и племянником соответственно.
Анджело Полициано
Лоренцо Медичи поддерживал не только скульпторов и художников: важны для него были и философы, и поэты, причем последние, возможно, важнее прочих — Лоренцо и сам был литератором, написавшим более двухсот стихотворений и несколько поэм. Так что нет ничего удивительного в том, что Лоренцо приблизил к себе Анджело Полициано — одного из главных деятелей гуманистической литературы XV века.
Поэт родился и жил в Сиенской республике до гибели своего отца в 1464 году (Анджело тогда было 10 лет). Вскоре юноша перебрался во Флоренцию, где сразу же занялся собственным образованием: он посещал университет, сблизился с Платоновской академией в Кареджи, которой покровительствовал Лоренцо Медичи. Внимание своего будущего патрона Полициано привлек переводом поэмы Гомера «Илиада», выполненным латинским гекзаметром. Эту работу Полициано посвятил Лоренцо Великолепному.
Признав талант поэта, правитель Флоренции открыл для него двери своего дома: Полициано получил доступ к библиотеке Медичи и стал при нем сперва кем-то вроде секретаря, а затем — учителем детей Лоренцо. По заказу покровителя он собрал обширную антологию поэзии на вольгаре — итальянском «народном» языке, из которого родился современный итальянский.
Одно из главных творений Полициано — «Стансы на турнир» — посвящено брату Лоренцо, Джулиано, и его даме сердца Симонетте Веспуччи — первой красавице того времени. Поэма не была завершена из-за гибели Джулиано во время покушения на братьев Медичи, однако впоследствии из-за под пера Полициано вышло другое произведение — «О заговоре Пацци». Эта работа стала значимым историческим памятником, ведь сам автор принимал участие в событиях: он сыграл не последнюю роль в защите самого Лоренцо от нападавших.
Покровительство Медичи гарантировало поэту достойные условия жизни и давало возможность полностью сосредоточиться на работе: со временем из наставника детей Лоренцо Полициано превратился в университетского преподавателя. Он изучал античные тексты, а также путешествовал по миру в поисках древних литературных памятников для библиотеки Лоренцо. Полициано пережил своего покровителя всего на два года.
Леонардо да Винчи (но это не точно)
Леонардо да Винчи переехал во Флоренцию в середине 1460-х годов и попал в мастерскую скульптора и живописца Андреа Верроккьо, пользовавшегося особым расположением семьи Медичи и лично Лоренцо. Наставник да Винчи выполнял важные заказы для Медичи и их приближенных; он также был автором гробниц для деда, отца и дяди Лоренцо.
Данные о непосредственной связи до Винчи и Лоренцо Медичи разнятся. Так, анонимный биограф, известный как Анонимо Гаддиано, в своей рукописи XVI века пишет, что в 1480 году — уже после получения статуса мастера и ухода из мастерской Верроккьо — Леонардо жил в доме Медичи и часто работал в саду на площади Сан-Марко, где собиралась созданная под покровительством правящего семейства Платоновская академия.
По утверждению автора, переезд да Винчи в Милан также был связан с покровительством Медичи: якобы Лоренцо Великолепный отправил творца к миланскому правителю Лодовико Сфорца в качестве посла и «дипломатического подарка». Эта версия относит Леонардо к числу уважаемых деятелей искусства двора Медичи и без сомнений включает его в число «протеже» Лоренцо Великолепного.
Сторонники этой версии событий также приводят слова самого да Винчи, написанные им в дневнике: «Медичи создали и уничтожили меня». Впрочем, данную фразу можно перевести и иначе: слово medici буквально означает «врачи», и при такой трактовке да Винчи говорит о своем «создании и уничтожении» медиками, а не правящей семьей Флоренции.
Ряд современных исследователей придерживается мнения, что да Винчи вовсе не был в числе «любимчиков» Лоренцо: об этом свидетельствует отсутствие данных о крупных заказах, отданных Леонардо, и то, что Медичи не включил ученика Верроккьо в число живописцев, отправленных работать над Сикстинской капеллой. Как полагают историки, Лоренцо не слишком высоко ценил да Винчи из-за того, что тот не знал латыни, а Леонардо, осознавая отсутствие перспектив во Флоренции, сам искал покровительства миланского герцога.