Пять известных женщин-философов, которым пришлось разрушить стереотип, что философами могут быть только мужчины
746
просмотров
Есть такой старый анекдот: «Плывут по реке двое, мужчина и женщина. Мужчина курит, а женщина гребёт. Вдруг мужчина говорит: «Хорошо тебе, бабе: греби себе да греби, а мне вот о жизни думать надо». Этот анекдот неплохо описывает многовековое отношение философов к своему занятию и женщинам. Но даже в те времена, когда прорваться в науку и заставить говорить о своих трудах для женщины требовало огромной силы духа и немало усилий, женские имена вспыхивали на небосклоне философии.

Да, женщинам всегда хотелось не только грести, но и о жизни думать.

Гипатия Александрийская: жертва политических разборок


Благодаря постоянным ссылкам в трудах античных философах мы знаем, что в Древней Греции было немало женщин-философов, особенно в школе пифагорейцев. Благодаря своей научной деятельности и трагической судьбе самой знаменитой из них стала Гипатия.

Отцом Гипатии был один из виднейших учёных своего времени Теон Александрийский. По видимости, предрассудками относительно женщин он не страдал и свою дочь сразу готовил к особой судьбе. По крайней мере, он дал ей имя, которое означает буквально «высшая». Теон лично обучал дочь.

Теон Александрийский растил из дочери свою преемницу.

В возрасте около сорока-пятидесяти лет (нормальное начало такой карьеры) Гипатия стала читать лекции в школе отца при Мусейоне — том самом греческом культурно-образовательном центре, которому принадлежала Александрийская библиотека. В школе Гипатия руководила кафедрой философии, но в области её интереса также были астрономия и математика.

Современники знали Гипатию как автора сложнейших астрономических таблиц и последовательницу школы неоплатонизма. После смерти отца учёная взяла на себя руководство его школой, как главная его ученица. Слава и Гипатии, и её учебного заведения привлекала множество учеников, так что школа процветала даже без муниципального финансирования. Среди выпускников было немало крупных правительственных чиновников. Закончил её и раннехристианский философ-богослов епископ Синезий.

О Гипатии сохранилось меньше сведений, чем хотелось бы, но достаточно, чтобы оценить масштаб личности.

«Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому желающие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей», писал позже историк Сократ Схоластик.

Смерть Гипатии была страшной. Она имела большое влияние на градоначальника, и его политический оппонент, епископ Кирилл, заявил своей пастве, что Гипатия языческими чарами околдовывает градоначальника и влияет на его решения. Самые фанатично настроенные сторонники Кирилла напали на Гипатию и буквально растерзали её, не слушая оправданий. Все труды Гипатии сгорели вместе с Александрийской библиотекой. Нам остались только воспоминания о самой учёной.

Хотя Гипатия не была политиком, её устранили именно из-за политического веса.

Лу Саломе: треугольник с участием Ницше

Уроженка Санкт-Петербурга, писательница, философ, психоаналитик знаменита, в числе прочего, влиянием, которое она оказывала на Ницше, Фрейда и Рильке. Отцом Лу (тогда ещё Луизы) был русский немец, генерал Густав фон Саломе. «Лу» девушку придумал называть пастор, в которого она влюбилась в семнадцать лет.
В восьмидесятые годы европейские университеты буквально оккупировали российские студентки — ведь на родине эти девушки получить высшее образование не могли по закону. Лу учиться поехала в сопровождении матери, в Швейцарию.

В Европе Лу пропитывается духом свободы, гуляющим среди её соотечественниц. Она посещает салоны, путешествует по разным странам в компании двух молодых людей — Пауля Реё и Фридриха Ницше. Хотя Лу проповедовала жизнь коммунами в условиях целибада, многие до сих пор подозревают, что связь её с Паулем и Фридрихом была не только духовной. Ницше всем представлял Саломе как одну из умнейших людей их времени и позже вывел её образ в своём знаменитом «Заратустре».

В этой фотографии с Реё и Ницше из-за плётки в руках Саломе часто видят сексуальный подтекст. Зигмунд Фрейд, который был лично знаком с Саломе, мог бы сказать кое-что на счёт подобных выводов.

В двадцать пять лет Лу выходит замуж за профессора-востоковеда Фридриха Карла Андреаса. Андреас намного старше и Лу соглашается на его предложение только после того, как он пытается вонзить себе в грудь нож. Тем не менее, мужу она ставит условие: никаких интимных отношений. Саломе и Андреас прожили вместе сорок три года, и, судя по всем признакам, действительно не касались друг друга. Лу предпочитала допускать в свою постель мужчин помоложе. Андреас тоже крутил романы на стороне; его дочь от одной из любовниц Саломе позже удочерила.

Как психоаналитик, Саломе сотрудничала с Анной Фрейд, написала 139 статей и книгу по философии и психологии эротического влечения. Лу скончалась в 1937 году, и сразу после смерти Саломе нацисты торжественно сожгли её библиотеку.

Нацисты отчего-то очень не любили психоаналитиков, включая знаменитую Саломе.

Туллия д’Арагона: самая некрасивая куртизанка Италии

Ещё при жизни ставшую знаменитой Саломе сравнивали с женщиной-философом, известной также как самая необычная куртизанка Италии — Туллией д’Арагона. Вообще и выбор Туллией стези куртизанки, и её популярность на этом поприще кажутся необъяснимыми. Девушка была дочерью кардинала и его любовницы Джулии Фарнезе, не знала ни в чём отказа, с по меркам своего времени была к тому же некрасива: высокая, худая, с крючковатым носом.

Поклонники, впрочем, взахлёб хвалили нежный голос Туллия, её умение поддержать самый умный разговор и игру на лютне. Своё необычайное образование она получила при поддержке отца, рано заметившего большой ум девочки.

Туллия постоянно меняла место жительства. Среди её любовников было немало знаменитых поэтов, что само по себе обеспечивало ей место в истории. Но прославилась Туллия своими философскими исследованиями природы женской сексуальности и эмоциональности.

Хотя Туллия была некрасива, у неё не было отбоя от знаменитых поклонников.

Как куртизанка, Туллия умудрялась выделяться даже в Венеции, городе, где проживало около ста тысяч куртизанок. Кроме того, она отметилась в политическом скандале вокруг неких государственных секретов во Флоренции, а известный писатель своего времени Джироламо Муцио посвятил ей свой «Трактат о браке». Муцио также помогал издавать сочинения Туллии, будучи поклонником её острой мысли и литературного таланта.

Туллия, одна из немногих куртизанок, получила в конце концов право не соблюдать предписания по одежде для куртизанок и официально именоваться по роду занятий «поэтессой». С учётом предрассудков против женщин и особенно тех, что ведут неправедный образ жизни, это признание достижений многого стоит.

Инквизицию Италии возмущало попустительство светских властей по отношению к Туллии.

Кристина Пизанская: девочка, выросшая в библиотеке короля

Философы прошлого очень часто объясняли, почему мир и общество устроены именно так, как устроены, исходя из того, что в целом всё справедливо и некоторые люди (не они) от природы рождены страдать и на лодочке грести. Понятное дело, когда в философию приходила женщина, она, напротив, исходила из того, что общественно устроено несправедливо. Аргументировала свои взгляды она в терминах, актуальных для её времени и культурной среды. Неудивительно, что многие мыслительницы прошлого считаются прафеминстками. Среди них и одна из самых первых мыслительниц, протестующих против положения женщин в обществе, Кристина Пизанская.

Отец Кристины, итальянец, был медиком и астрологом при дворе французского короля Карла Мудрого. Девочка росла во дворце и имела свободный доступ к королевской библиотеке — в отличие от почти всех других девочек Франции того времени. Библиотека в Лувре при этом была самой крупной в Европе, так что Кристина с детства зачитывалась итальянскими и древнеримскими авторами.

Кристина Пизанская выросла в окружении лучшего собрания книг в Европе.

В пятнадцать лет, тем не менее, с Кристиной поступили точно так же, как с малограмотными девочками — выдали замуж за мужчину намного старше. Она родила от него троих детей. Через десять лет брака Кристина овдовела: мужа убила чума. Поскольку к тому времени не осталось в живых ни доброго короля Карла, ни отца Кристины, молодая вдова оказалась в тяжёлом положении.

Ей удалось найти себе покровителей, Жана Беррийского и герцога Людовика Орлеанского. Дети были уже далеко не младенцами, новых детей не предвидится, покровители выдавали хоть крошечный, но твёрдый пансион, и Кристина занялась делом, о котором мечтала очень давно: литературой.

За девять последующих лет Кристина написала более трёхсот любовных баллад и стихотворений. Они сделали её довольно известной: поэтессу пригласили к английскому двору. Но Кристина предложение отклонила, а вскоре покинула и блистательный Париж, чтобы переехать в монастырь. Там ей ничто не мешало много читать и много читать. В конце концов, в историю она вошла не как поэтесса, а как создательница «Книги о Граде Женском», философском труде, обосновывающем изначальное равенство женщин и мужчин в способностях и талантах.

Мари де Гурне считали последовательницей Кристины Пизанской.

Эта книга послужила началом так называемого «спора о женщинах», длительной общественной, преимущественно письменной дискуссии, которая развернулась во Франции через сто с лишним лет после выхода книги. Среди участниц спора была ученица Монтеня мыслительница Мари де Гурне, скандальную славу которой можно сравнить только со славой женщин-философов Симоны де Бовуар и Андреа Дворкин в двадцатом веке. Несмотря на идеи, противоречащие традициям, де Гурне выплачивал пенсию сам кардинал Ришельё — они сходились во взглядах на пути французского языка.

Анна де Сталь: головная боль Наполеона

Мадам де Сталь прославилась своим противостоянием с Наполеоном — после публичной дискуссии тот даже выслал её из Франции. Анна также одна из самых известных историков Революции и противников реставрации монархического строя; ей принадлежат труды, из которых многие современники почерпнули идеи о неизбежном регрессе литературы при авторитарных режимах, а современницы — о необходимости признания равных прав у женщин и мужчин. Сейчас эти идеи не покажутся чем-то острым, но они очень сильно раздражали Наполеона и были среди причин его решения об изгнании мадам де Сталь.

Как известно, при одном упоминании Анны у Наполеона менялось лицо. Он обсуждал её только с переходом на личности и, чтобы подписать постановление о ссылке, даже отвлёкся от остроактуальных внешнеполитических вопросов.

Анна де Сталь невероятно раздражала Наполеона.

Анна была дочерью министра финансов последнего короля династии Бурбонов. Её мать держала знаменитый на весь Париж литературный салон; со временем де Сталь завела такой же. Несмотря на отсутствие активной политической деятельности, в политических кругах она пользовалась влиянием как идеолог. Её первым философским трудом стали комментарии к «Духу закона» Монтексьё — и она написала их в возрасте пятнадцати лет, поразив взрослых знакомых умением формулировать мысль.

В двадцать лет Анну выдали замуж за шведского посла, барона Эриха Магнуса Сталя фон Гольштейна. Брак оказался несчастливым, что, возможно, только добавило философичности натуре Анны. Несмотря на то, что вся её семья, как и сама Анна, пострадали от Великой Французской Революции, идеи свободы и равенства де Сталь приняла очень близко к сердце и после изгнания эпатировала своими рассуждениями на эту тему половину Европы — она объездила много стран, включая Россию.

Один из самых знаменитых романов де Сталь — «Коринна» — о тяжёлой судьбе гениальной женщины в обществе, где женщина не имеет права быть гениальной. Та же тема поднимается и в другом, более скандальном для современников роман «Дельфина». Де Сталь также известна глубоким по меркам своего времени этнографическим трудом, посвящённым Германии и немцам, сочинением в защиту Марии-Антуанетты, и этнографическим заметкам о России, вошедшим в её автобиографическую книгу «Годы изгнания».

Мадам де Сталь в зрелом возрасте.

Несмотря на то, что де Сталь описывали словами «дурна, как чёрт, умна, как ангел», в её жизни хватало романов, в том числе с мужчинами значительно младше. Скандальная слава не только не мешала приглашать её на приёмы в монархических государствах, но и, скорее, увеличивала количество приглашений. Умерла де Сталь от инсульта — шла на вечер у министра и упала прямо на ступеньках его дома. Несколько месяцев она пролежала больная и испустила последний вздох в годовщину своей любимой Революции.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится