Христианская мораль: отношение к богатству и бедности
Христианская церковная доктрина призывала отказаться от роскоши и мирской суеты. Особенно это было актуально в раннее Средневековье, но и позднее, в 15-м веке, «подражание Христу» считалось признаком высокого религиозного самосознания. С точки зрения христианской морали, бедняк чувствовал себя более защищённым, чем богатый человек. Так, например, согласно традиции средневековой Европы, город был обязан заботиться о тех, кто попадал в сложную жизненную ситуацию и лишался всего.
Взгляд из средневековой Франции: деревня Монтайю
Благодаря научной деятельности французского медиевиста Эммануэля Ле Руа Ладюри, у нас появилась возможность взглянуть на проблему со стороны жителей юга средневековой Франции. В своей монографии «Монтайю: окситанская деревня (1294−1324)» историк использует материалы церковных процессов над катарами, в которых фигурируют совершенно разные вопросы повседневной жизни. Проживающие в Монтайю христиане и еретики-катары, а также их соседи из Сабартеса считали богатство вещью неприемлемой и неприятной. Так, приходской священник-катар Клерг выражал явное недовольство помпезными церемониями. Свадьба, светская власть, земля и деньги — всё это творение рук дьявола, по мнению катар. Традиционные христиане были менее радикальны, но всё же считали, что богатство — неизбежный источник греха.
Один из жителей Монтайю, заключённый в камере в Памье, говорил лекарю Тессейру из Лорда: «Да ну, метр Арно Тессейр, вы купались, однако ж, в такой роскоши! И жили вы куда как широко! И у вас было столько мирских забав и развлечений! Да как может быть, чтобы вы были без греха?».
Что же воспринималось как богатство? Прежде всего, земельные наделы и власть, дружеские и патрон-клиентские связи, а также влияние и знания. Бедняком мог считаться человек, лишённый одной из представленных характеристик.
Жак Фурнье, будущий папа Бенедикт XII, во время допроса кюре-катара Бернара Клерга так ответил на его просьбу выдать священнику имена тех, кто донёс на него: «Назвать вам имена тех, кто на вас сообщил? Как же! Это слишком опасно для тех бедных и беззащитных людей, что вас обвинили. Подумайте, Бернар, о вашей власти, о ваших знаниях, о тех серьёзных угрозах, что вы уже произносили в адрес кое-кого, о множестве ваших друзей».
«Бедный» в значении «неимущий» воспринимался несколько в ином значений. Слово «паупер» подходило для описания нищего, бродяги или сельского бедняка. Как правило, под таким понимали деревенского мужлана, который оказался на дне социальной жизни, без хозяйства и скота, а также не владеющего ремеслом. Хотя бедняком мог быть и человек, у которого по решению инквизиции забрали дом. К деревенским нищим можно было причислить и служанок, пастухов, подёнщиков, работников на полях и несовершеннолетних. От общей массы населения сельской местности эта категория составляла 20−25%.
Не каждый из тех, кто считал себя бедняком, мог рассчитывать на подаяние. Милостыня предусматривалась только нищему по статусу, тому, кто заслуживал поддержки. Плохо обеспеченный трудяга не считался нищим.
При всём негативном отношении к богатству бедность также не считалась примером для подражания. И если роскошь в распоряжении церковной организации вызывала резкую критику, то к мирскому благосостоянию люди были снисходительнее.
«Папа загребает пот и кровь бедных людей. И точно так же делают епископы и священники, они все богаты, почитаемы, купаются в удовольствиях… А ведь сам святой Пётр оставил жену, детей, поля и виноградники и все свои владения, чтобы следовать за Христом…», — напоминали жители Монтайю себе и церковникам.
Одна из жительниц деревни Монтайю во время допроса рассказывала: «Попы крадут всё людское имущество. Едва они окрестят детей, как сразу загребают всё, унося с собой даже масляные светильники и свечи. За то, что они служат мессу, за то, что они что-то говорят, они требуют денег; они не живут, как должны жить, — вот потому-то они и потеряли власть отпускать грехи, и свои, и чужие».