Рыцарские карусели: забава благородных
0
0
1,055
просмотров
Турниры ушли в прошлое вместе с доспехами и рыцарством. Тогда на смену этим суровым состязаниям Средневековья пришли изысканные церемонии XVII–XIX веков. Карусельные игры были призваны напомнить о тех временах, когда храбрые всадники в блестящих доспехах сражались во славу прекрасных дам.

Карусели, да не те

В 1559 году на рыцарском турнире граф Монтгомери попал обломком копья прямо в глаз королю Франции Генриху II. Последовавшая за этим скорая и мучительная смерть монарха послужила поводом для прекращения турниров, которые к тому времени считались варварскими забавами. Но желание аристократии показать всем свою удаль и покрасоваться в роскошных доспехах и костюмах никуда не делось. Тогда в XVII веке на смену рыцарским соревнованиям пришли карусели.

Это были уже совершенно безопасные конные состязания. В них выступали не отдельные участники, а целые команды, называемые кадрилями.

Обычно карусели включали нескольких этапов. Началом служил большой конный парад, во время которого кадрили двигались по кругу (отчего и появилось название карусель) и демонстрировали окружающим мастерство всадников, богатство костюмов и дорогих лошадей. Затем начинались «военные игры». После их завершения судьи определяли лучших кавалеров, показавших умения наездника и мастерство владения оружием.

Большая парижская карусель 1612 года

Наивысшего блеска карусели достигли при Людовике XIV, который даже своё прозвище — Король-солнце — получил на карусели 1662 года. Тогда он возглавлял римскую кадриль и предстал в парадном одеянии римского императора с золотым щитом в руках. На щите было изображено сияющее солнце и девиз «Едва увидев — победил», что было недвусмысленным намёком всем врагам короля и Франции.

Екатерининская олимпиада

В течение всего XVIII столетия карусели сохраняли популярность и считались одним из самых престижных видов развлечений. Мероприятие наглядно свидетельствовало о мощи и богатстве государства. Поэтому появление такой забавы в России было неизбежно.

И вот в 1766 году первой каруселью держава отметила четыре года со дня вступления на трон императрицы Екатерины II. Это торжество должно было показать всему миру — новая правительница России твёрдо стоит у власти, пользуется поддержкой и любовью всего народа.

Забавный факт: современники воспринимали карусельные игры как продолжение Олимпийских игр античности. Просто вместо бега, кулачного боя и пятиборья атлеты Галантного века соревновались в конном спорте, стрельбе и искусстве владеть мечом и копьём. Для награждения победителей выпустили золотые медали с надписью: «С Алфеевых на Невские брега» — что прямо подчёркивало преемственность Петербурга по отношению к древней Олимпии, расположенной на реке Алфей.

Как вспоминал Г. Державин, участники представляли «…четыре кадрили: ассирийскую, турецкую, славянскую и римскую, где дамы на колесницах, а кавалеры на прекрасных конях, в блистательных уборах».

«Римлян» возглавлял граф Григорий Орлов, «славян» генерал Иван Салтыков, «индийцев» генерал Пётр Репнин, а «турок» граф Алексей Орлов. Среди кавалеров лучшим признали князя Ивана Шаховского. Среди дам — графиню Наталью Чернышову, которая в старости стала прообразом графини из пушкинской «Пиковой дамы».

Портрет Григория Орлова на карусели в 1766 году

В Гатчине и Берлине

Павел I с детства увлекался рыцарством и средневековой историей. Поэтому в его главной резиденции в Гатчине, вблизи парка Сильвия, был специально сооружён амфитеатр для проведения каруселей. Но Александр I был вынужден забыть про турниры. Начались долгие годы войн, а затем на плечи императора легли заботы по устройству послевоенной Европы. К старой традиции вернулись при Николае I, а идею проведения карусели подали пруссаки.

Летом 1829 года Николай I вместе со своей супругой Александрой (в девичестве принцессой Шарлоттой Прусской) гостил у короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III. В честь почётных гостей, и прежде всего любимой дочери Шарлотты, король устроил в Потсдаме большую карусель «Белая роза Пруссии». В игре участвовали десять кадрилей, посвящённых крупнейшим немецким землям северной Германии. Торжества завершили театральное представление и костюмированный бал в средневековом стиле.

Выезд рыцарей с обнажёнными мечами на празднике Белой Розы в 1829 году. Художник Адольф фон Менцель

Император-реконструктор

Потсдамский праздник настолько запомнился его участникам, что у Николая I возникло желание повторить и даже превзойти его.

Удобный случай представился в мае 1842 года, когда в Царском селе решили провести карусельные игры, вновь посвящённые принцессе Шарлотте. Только на этот раз уже в качестве русской императрицы Александры. И действительно, карусель 1842 года стала, по воспоминаниям современников, одной из самых роскошных в истории — настоящим символом всемогущества императора Николая I.

От других каруселей царскосельскую отличало одно очень важное обстоятельство. Если раньше для таких игр делались имитации рыцарских доспехов (для лёгкости — обычно из кожи, покрытой серебряной или чёрной краской), то теперь, следуя духу Средневековья, русский император распорядился устроить настоящую военно-историческую реконструкцию. Для этого воспользовались коллекцией императорского Арсенала, считавшейся одной из лучших в Европе.

Придворный и знаменитый мореплаватель Фёдор Литке вспоминал:

«Кавалерам латы даны были из Арсенала. Всё это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это ещё не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры… совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не уверены, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся».

Царскосельская карусель

В торжественной церемонии участвовала почти вся семья императора, большая часть придворных и офицеры лейб‑гвардии.

Вечером 23 мая перед зданием Арсенала в Царском селе собрались участники торжества. В сопровождении герольдов со знамёнами и под музыку военного оркестра кавалькада двинулась к Александровскому дворцу. Особую экзотичность придавало зрелище конных черкес императорского конвоя. Они и в XIX веке к парадной форме носили средневековые кольчуги, шлемы и богатое восточное оружие.

«Царскосельская карусель»

Выезд императора с семьёй запечатлён на знаменитой картине Горация Верне «Царскосельская карусель». На переднем плане Николай I в рыцарских доспехах и Александра Фёдоровна в средневековом платье из золотой парчи с русским двуглавым орлом. Слева на заднем плане ещё два рыцаря: наследник Александр и герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Рядом с императрицей великие княжны Ольга и Александра. Справа великий князь Константин. Рядом с матерью маленькие пажи — великие князья Николай и Михаил, который после праздника оставил краткую запись в дневнике: «Мне было ужасно весело».

Для себя и наследника Николай I выбрал отличные доспехи, сделанные в максимилиановском стиле в начале XVI века. Эта вершина развития рыцарского защитного снаряжения отличалась очень эффектным внешним видом — благодаря крупным металлическим пластинам, покрытым рифлением, увеличивающим прочность доспеха.

Последняя карусель в России состоялась в 1914 году. Представление устроили офицеры Кавалергардского полка в честь своего шефа, императрицы Марии Фёдоровны. В дневнике по этому случаю она написала: «В 9 часов вечера я и Мари отправились на caroussel, устроенную кавалергардами. Всё также прошло прекрасно и невероятно весело».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится