Что древние шумеры писали о сотворении мира
Среди сохранившихся произведений шумерской литературы мало текстов, темой которых было бы сотворение мира. Этот сюжет упоминают в сказаниях на другие темы. Согласно одному из текстов о верховном боге Энлиле, он разделил небо и землю, вырастил семя полей, изобрел мотыгу и вручил ее людям. По другому мифу, верховный бог также сотворил все злаки и деревья.
Людей шумерские боги сотворили, чтобы избавить себя от необходимости работать. Эту идею высказал мудрый Энки, когда богиня Нинмах сотворила первого человека. Боги решили отпраздновать появление человека. Во время пира богиня создавала разные варианты ущербных человеческих существ, а Энки находил применение каждому из них. Наконец, Нинмах создала существо, которое не могло передвигаться, есть и пить — младенца. Энки предложил Нинмах найти применение этому созданию, и она не смогла ничего придумать.
Другой сюжет сохранился в аккадском эпосе «Атрахасис». Сначала Энки поручил полевые работы и обслуживание каналов младшим богам. Через сорок лет они восстали, и мудрый бог решил создать людей. Основой для них стали глина, плоть и кровь погибшего бога, а также слюна других богов.
Согласно эпосу, люди начали плодиться столь быстро, а их шум стал досаждать богам, которые предпочли уничтожить людей потопом. Энки предупредил человека по имени Атрахасис, который соорудил ковчег для своей семьи. После исчезновения людей боги поняли, что остались без их подношений. Раскаявшись, они поклялись больше не прибегать к таким радикальным мерам. Вместо этого боги решили держать численность людей под контролем с помощью тяжелых родов, детской смертности и табу.
О происхождении мира рассказывал также диалог «Спор между Овцой и Зерном». Он начинался с изображения древности, когда боги и люди не знали земледелия и скотоводства. Боги в ту пору жили на священном холме, а люди — у его подножия. В какой-то момент божества сотворили овец и зерно. Попробовав «щедрость овцы и зерна» в своем пиршественном зале, боги решили подарить их и людям.
Шумерские боги и мифы о них
Среди сюжетов об Энлиле был такой, где он изнасиловал богиню Нинлиль. За свое преступление Энлиль был изгнан из сообщества богов в преисподнюю. Нинлиль сопровождала его в изгнании. Он оплодотворил её ещё трижды. Их старший сын, Син, стал богом Луны, остальные три — богами подземного мира.
Мудрейшим из шумерских богов был Энки, считавшийся покровителем мудрости и воды. Самая большая поэма, посвящённая ему, рассказывает об устроительстве Энки мирового порядка. Она прославляет его как кормильца людей и богов. На своей церемониальной ладье в сопровождении свиты Энки посетил известные жителям Междуречья земли — Мелухху (долина Инда), Дилмун (Бахрейн), Элам. Энки создает («называет по имени») болота, тростниковые заросли, дождь, море и облака. Он превращает холмы в поля, учит людей обращаться с домашним скотом и орудиями труда. Мудрый бог проводит границы между народами.
Он назначает богов ответственными за отдельные сферы жизни: земледелие, скотоводство, охоту, разные виды ремёсел, письмо, акушерство и даже проституцию.
Инанна возмущается, что у нее не осталось функций. Тогда Энки делает ее богиней любви и войны. В тексте гимна он описывает её неукротимость как покровительницы войны.
Богом-героем был сын Энлиля Нинурта, появившийся в четырех шумерских текстах и одном аккадском. Нинурта побеждает монстра из вулкана и его каменных союзников. Затем бог решает судьбы камней: «благословенные» будут полезны людям сами по себе, «проклятые» будут расколоты или стёрты в порошок.
Стремлением Нинурты было получить силы старших богов. Он выследил и убил гигантскую птицу Анзу, похитившую силы его отца Энлиля. В аккадской версии герой не сразу согласился вернуть отцу его силы. Но в итоге уступил, за что потом удостоился похвалы от богов. В шумерской поэме «Нинурта и черепаха» герой после победы над Анзу хочет оставить полученные силы себе. Чтобы усмирить его, Энки создаёт гигантскую черепаху. Когда Нинурта оказывается схвачен чудовищем, бог мудрости укоряет его за самоуверенность.
В написанной в 12-м веке до н. э. вавилонской поэме о боге Мардуке «Энума Элиш» сюжет с Нинуртой был переосмыслен. Эа (Энки) призвал своего сына Мардука для борьбы с Тиамат. Перед битвой боги сами отдали Мардуку свои силы, который оставил их себе и после победы сделал центром мира Вавилон. Историю о соперничестве между сыном и отцом сменила история о том, как бог мудрости сделал сына верховным богом.
Богиня Инанна: ближневосточная Афродита
Богиня Инанна была популярна в Шумере. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи, покровителя пастухов.
Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.
Садовник Шукаллитуда разбивает сад. Когда богиня посещает его, чтобы отдохнуть, Шукаллитуда насилует ее. Инанна пытается покарать смертного, но каждый раз Энки помогает ему найти выход. Наконец, богиня убеждает бога мудрости выдать Шукаллитуду. Затем Инанна расправляется со смертным, но обещает, что его имя не будет забыто.
Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за нее с богом-земледельцем Энкимду. По другой, соперников у Думузи не было.
В «Сошествии Инанны в Подземное царство» богиня умирает. Она спускается в Нижний мир к сестре, которая убивает ее. Смерть Инанны привела к прекращению рождения детей. Посланники бога Энки убедили богиню Нижнего мира вернуть Инанну. Она согласилась с условием, что та даст замену — только так можно покинуть преисподнюю.
Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей других шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал возлюбленный Инанны Думузи, который не оплакивал её смерть. Появлялся в мифах сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире. А любовь Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров.
Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини любви, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в честь неё ритуальный танец.
***
Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии. Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет миф о сошествии туда Инанны. Сюжеты из шумерского пантеона развивали и другие мифы.