Принято считать, что сама сцена была заимствована из знаменитого сборника житий святых «Золотая легенда», созданного монахом Иаковом Ворагинским в середине XIII века.
Один из отрывков произведения повествует о том, как апостолы собрались у кровати умирающей Марии.
На третий день Иисус появился над ее кроватью в ореоле света и в окружении ангелов, чтобы принять ее душу.
В соответствии с «Золотой легендой» Мария изображена лежащей в голубом халате с белым головным убором на деревянной кровати с головой, покоящейся на белой подушке.
Ее кожа бледна, а руки сложены в молитве.
Она окружена двенадцатью апостолами, которые толпятся вокруг постели. Апостол Петр одетый в белые одежды священника держит свечу, которая по весьма распространенному ритуалу времен художника будет вручена умирающей женщине.
Над ней Христос предстает в ореоле света, держа руки раскрытыми, чтобы принять душу Марии.
Примечательно, что на его ладонях видны раны от гвоздей, полученных на Голгофе. Этим жестом Христос отождествляет себя как Спасителя и победителя смерти.
Картина известна еще и тем, что не показывает апостолов в традиционной идеализированной манере, но вместо этого каждый из них представлен как уникальная личность, показывающая свое горе с помощью ряда выражений и жестов, от печали и отчаяния, до сочувствия и сострадания.
Поскольку художник не использовал традиционное представление, трудно идентифицировать каждого апостола.
Произведение является одним из самых известных изображений смерти Девы Марии.
Некоторые искусствоведы, в том числе Фридрих Винклер, считают, что Гус написал по крайней мере три версии картины, хотя общепризнанно, что подготовительные эскизы, сделанные для работы, были позже скопированы и легли в основу многих схожих произведений конца XV – XVI веков.
Следует отметить, что схожие произведения других авторов придерживаются гораздо более традиционной иконографии.
«Смерть Богородицы» стала одним из последних произведений мастера, созданным незадолго до его смерти. Во время работы над картиной у художника уже начали проявляться признаки психических страданий и безумия.
По мнению многих искусствоведов именно с душевной болезнью Хуго ван дер Гуса и близостью смерти связана не традиционность иконографии и общая мрачность картины, ставшая своеобразным олицетворением мучивших его недугов.