Тайна троянского коня: военные хитрости в легендах и истории
551
просмотров
Троянская война, по легенде, завершилась благодаря хитрости греков, проникших в город внутри деревянного коня. Похожие сюжеты были в литературе египтян и персов.

Тутмос III и «ханаанская Троя»

В Египте Нового Царства было своё произведение о взятии укреплённого города с помощью хитрости. Оно называется «Взятие Юпы» и рассказывает о временах войн Тутмоса III.

Героем истории был полководец Тутмоса Джехути, который должен был покарать восставшего правителя Юпы. Сначала Джехути пообещал перейти на сторону мятежника, пригласил правителя Юпы на пир и там взял в плен. Затем он приказал двум сотням воинов спрятаться в корзины, которые после были запечатаны. Каждую корзину должны были нести два воина. В результате в крепость отправились шесть сотен египтян.

Лаокоон и змеи. Изображение 16 века.

Колесничий правителя Юпы по приказу Джехути должен был сказать его жене, что египетский полководец взят в плен, а в корзинах — захваченные богатства. Когда ворота города открыли, египтяне вошли в них, выпустили из корзин своих товарищей и взяли город.

В персидском эпосе «Шахнаме», написанном в 11 веке н. э., есть эпизод, повторяющий «Взятие Юпы». Герой Исфандиар под видом купца проникает в город своего врага Арджаспа. Сто сорок его воинов спрятались в сундуках, а ещё двадцать вошли с ним под видом караванщиков. Ночью Исфандиар выпустил воинов из сундуков, и они захватили город. Ещё раз похожий сюжет появился в арабской сказке «Али-баба и сорок разбойников». С печальным исходом для участников засады.

Поэмы Гомера: рождение легенды

События Троянской войны привлекали внимание поэтов, драматургов и собирателей мифов времён Античности. Авторы повторяли старые сюжеты и придумывали новые. Раз за разом они обращались к популярным образам — неукротимому воину Ахиллесу, благородному Гектору и мастеру хитростей Одиссею. Одна из самых популярных историй о войне против Трои — взятие города с помощью деревянного коня.

Образ хитреца Одиссея стал так известен, что идею с деревянным конём стали приписывать ему. На самом деле, в легендах Троянского цикла автором трюка предстаёт другой герой. Но других заслуг царя Итаки при взятии города это, конечно, не отменяет.

Синон и троянцы. Миниатюра из манускрипта 5 века н.

О падении Трои повествовали две утраченные поэмы «Малая Илиада» и «Падение Илиона». Сохранились рассказы о событии и в более поздних сочинениях — «Мифах» Гигина, «Мифологической библиотеке» Псевдо-Аполлодора, «Александре» Ликофрона, «После Гомера» Квинта Смирнского и, конечно же, «Энеиде» Вергилия. Расхождения чаще всего касаются деталей и количества участников осады.

В «Малой Илиаде» говорилось, что создателем деревянного коня был мастер Эпей. Большинство авторов сходилось в том, что идею подсказала Афина. Квинт Смирнский приписывает авторство идеи Одиссею, Эпея же называет исполнителем.

Эпей не был в числе сильнейших греческих героев. Он имел репутацию хорошего кулачного бойца, искусного ремесленника, но при этом был презираем за трусость. По легенде, после Троянской войны герой-ремесленник основал в Италии город Метапонт. Ещё в Римскую эпоху в храме Метапонта показывали железные орудия, которыми основатель города якобы строил Троянского коня.

Троянский конь на пифосе с Миконоса.

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Каноническая история о взятии малоазийского города была сформирована в эпоху Гомера. Хотя его поэмы прямо не рассказывают о последних днях Трои, в тексте есть много ссылок на эти события. Рассказ о падении Илиона он вкладывает в уста Менелая и певца Демодока. Согласно Гомеру, создателем Троянского коня был герой Эпей (Эпеос). Одиссей же спас греков уже в самом городе. Так, когда творение Эпея стояло в святилище, Елена пришла туда и стала звать спрятавшихся внутри коня героев голосами их жён. Один из них едва не ответил ей, но Одиссей успел зажать ему рот.

Царь Итаки отличился ещё и тем, что вместе с другим героем Диомедом выкрал из святилища Афины реликвию Палладий. Заменой должен был стать троянский конь.

Поэма «Падение Илиона», согласно «Хрестоматии» философа Прокла, излагает сюжет о Троянском коне, известный и популяризированный другими авторами. Здесь появляются Синон и Лаокоон, чьи имена неразрывно связаны с историей о взятии Трои.

Жители Трои спорили, что сделать с находкой — уничтожить или посвятить в храм Афины. После споров они решили посвятить его в храм и начали пир. Боги послали морских змеев, которые убили жреца Лаокоона и его сыновей. У Вергилия Лаокоон произнес знаменитые слова о данайцах, дары приносящих, и метнул в коня копьё. После этого его и сыновей растерзали змеи.

Одновременно с конём троянцы нашли греческого юношу Синона. Он рассказал им, что был другом героя Паламеда, которого ранее казнили по наущению Одиссея. Царь Итаки затаил на юношу злобу. Позднее, когда грекам для благополучного возвращения домой придётся принести в жертву человека, именно Одиссей предложит положить на алтарь Синона. Юноше удалось сбежать. Эта трагическая история была, скорее всего, вымыслом самого Одиссея. Согласно мифам, Синон был кузеном царя Итаки, а они оба — внуками признанного хитреца Автолика.

Разграбление Трои на пифосе с Миконоса.

В позднем «Дневнике Троянской войны» Диктиса Критского создателем Троянского коня называется Эпей. Он построил деревянного коня и поставил его на колёса. Сооружение было представлено троянцам как дар для Афины. Жители Илиона радостно ввезли коня в город, для чего пришлось разрушить часть крепостной стены. После этого греки отплыли, но ночью вернулись и ворвались в город, жители которого уже не ждали нового нападения.

Сюжеты с деревянным конем можно найти в античном изобразительном искусстве. Например, на фибуле 8 века до н. э. изображены лошадиные копыта, к которым прикреплены колёса. Деревянный конь и взятие Трои изображены на пифосе с острова Миконос, созданном в 7 столетии до н. э.

Харидем и третье взятие Илиона

Автор «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх писал, что Илион три раза разрушали из-за коней. Первый раз его — Геракл из-за коней Лаомедонта, царя Илиона. Лаомедонт пообещал их в награду герою, но не сдержал слова. Второй раз город погубил Троянский конь.

В третий раз Илион был взят в середине 4 века до н. э. греческим полководцем-наемником Харидемом. Согласно рассказу о взятии полиса, Харидем подкупил раба, который добывал дичь к столу тирана Илиона. Однажды слуга отправился за город верхом и должен был возвращаться через ворота, а не узкую калитку, как обычно. На обратном пути раб взял с собой воинов Харидема под видом захваченных пленников. Им удалось обмануть стражу и занять вход в город. Дождавшись, когда подошли основные силы Харидема, они начали штурм и взяли Илион. Легендарная история о Троянском коне к тому времени уже сложилась, поэтому герои нового взятия города могли вдохновляться примером Одиссея и остальных.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится