Тибетские монахи месяцами учатся делать песочные мандалы, на создание этих изображений тратят по несколько дней, а разрушают сотворенное за минуты.
Тибетские монахи из обители Ташилунпо в октябре 2013 года выкладывают в одном из помещений британского Солсберийского собора мандалу Ченрезига. Ченрезиг — тибетская версия индийского бодхисаттвы Авалокитешвары, воплощение безграничного милосердия Будды.
В помещении, выбранном для ритуала, совершают подношения просветленным существам и очистительные обряды, сооружают помост. Мандалы в основном выкладывают не из речного песка, а из каменной крошки. В древности для этого измельчали самоцветы: бирюзу, малахит, яшму и т. д. Теперь же обычно используют дробленый мрамор, окрашенный в разные цвета.
На основу по памяти наносят чертеж, а по нему уже выкладывают узоры через металлические трубочки с ребристой поверхностью и отверстием на конце. Поверхность трубки трут рогом яка или другим твердым предметом, создается вибрация, и изнутри ровной струйкой высыпается песок. Линии корректируют лопаточкой.
По сути, мандала — это модель вселенной совершенных существ, где главное место занимает дворец, в котором обитают воплощения основных буддистских добродетелей. Но, с точки зрения буддизма, любой мир все же иллюзорен и преходящ, и об этом нужно помнить. Когда мандала закончена, труд многих дней сметают в сосуд, чтобы потом высыпать в реку.
Выкладывание мандалы — мощная медитационная практика для ее создателей, оказывающая, как считается в тибетском буддизме, очистительное действие на зрителей и место, где происходит обряд.
1. Квадрат. Такую форму на мандале имеет дворец, где, согласно представлениям тибетского буддизма, живут просветленные. Квадрат делится на центральную часть и четыре равные, по сторонам. В них обитают представители пяти семейств будд (так называются существа, достигшие просветления). Эти семейства — воплощение основных аспектов учения.
2. Центр. В данном случае здесь обитает бодхисаттва Ченрезиг вместе с семейством Падма (Лотос), или семейством будды Амитабхи (персонификации различающего разума), к которому он относится. Своим светом будда Амитабха преобразует порок привязанности. Цвет этого семейства — красный, символ — распустившийся лотос.
3. Владения семейства Карма (деяние). «Глава» этого семейства — будда Амогхасиддхи. Он излучает всесвершающую мудрость и преобразует порок зависти. Цвет семейства — зеленый, символ — огненный меч.
4. Владения семейства Ратна (драгоценность). Его возглавляет будда Ратнасамбхава, излучающий свет мудрости равенства и преобразующий гордость. Цветом семейства Ратна считается желтый, символом — драгоценный камень, исполняющий желания.
5. Территория семейства Ваджра. Здесь владычествует будда Акшобхья, он излучает свет зерцалоподобной мудрости и трансформирует гнев. Цвет — синий, символ — ваджра.
6. Владения семейства Татхагата (Будда). Его «глава» — будда Вайрочана, излучает свет всеохватывающей мудрости и трансформирует неведение. Цвет — белый, символ — колесо Дхармы.
7. Лотос. Символ абсолютной чистоты, ведь этот цветок вырастает в мутной воде незапятнанным и прекрасным. Лотос неоднократно встречается на мандале. Ее центр выглядит как этот цветок о восьми лепестках с изображенными на них символами четырех семейств будд. И внешний круг мандалы должны опоясывать лотосовые лепестки, превращая все, что внутри, в один большой цветок.
8. Ваджра. В переводе с санскрита «несокрушимый», тибетское название этого артефакта — дордже, «владыка камней», то есть алмаз. Этот жезл — символ неразрушимого и нетленного состояния Будды, знак мощной защиты. Неслучайно центр дворца окружает пояс из ваджр.
9. Колесо Дхармы. Колесо духовного роста, символ учения Будды. Восемь спиц символизируют Восьмеричный путь к освобождению от страданий, смысл духовной эволюции в буддизме. Восемь правил этого пути: верные воззрение, намерение, речь, поведение, образ жизни, усилие, памятование, сосредоточение.
10. Меч. Знак мудрости Будды: оружие разрубает завесу неведения. Обоюдоострый клинок — символ нераздельности абсолютной и относительной истины — горит пламенем просветления.
11. Драгоценность. Чинтамани, камень, исполняющий желания, символ ума, достигшего просветления.
12. Дворцовая стена. Она состоит из пяти слоев — по цветам пяти семейств будд или пяти их мудростей.
13. Внешняя архитектура. Ряды белых треугольных желобков для воды означают очищение. Бордюр из стилизованных драгоценных камней символизирует деяния будд: прямоугольные — приумножающие благо, треугольные — уничтожающие зло.
14. Врата. На каждой из четырех сторон квадрата — врата, ведущие во дворец из внешнего мира. Врата имеют цвет соответствующего семейства, украшены символами чистоты и защиты. Их полукруглая форма — на самом деле четыре оконечности перекрещенной ваджры, лежащей в основании дворца. Это символ абсолютной стабильности.
15. Деревья. Драгоценные деревья, исполняющие желания, согласно тибетской мифологии, растут в мире богов, из-за чего тем завидуют демоны-асуры.
16. Знамена. Символизируют победу Будды над войсками демона Мары, олицетворяющими неведение и внутренние препятствия к самосовершенствованию. У них знамена и были отбиты и водружены на мировую гору Меру.
17. Жемчужные гирлянды. Отвращающий зло символ.
18. Зонт. Традиционный знак высокого статуса и защиты. Белый зонт — духовный символ верховной власти.
19. Внешнее пространство. Оно здесь только намечено. Основные элементы — как правило, круг из 64 лепестков лотоса и пятицветное пламя, символ пяти семейств будд.