Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон
585
просмотров
Гомосексуализм в Древней Греции был частью жизни. Одна пара любовников в Афинах вошла в историю, как борцы с тиранией, и ее память чтили несколько веков.

Тирания Писистратидов: заговор Гармодия

Два афинянина, Гармодий и Аристогитон, вошли в историю убийством Гиппарха, одного из афинских тиранов. Их личности уже в древности были мифологизированы. Гармодий и Аристогитон заняли место в афинском пантеоне героев, как борцы за свободу и низвергатели тирании. Память об их подвиге жила в Афинах на протяжении всей античной истории и была частью самосознания афинян.

В 527 году до н. э. после смерти Писистрата власть в Афинах унаследовали его сыновья Гиппий и Гиппарх. По словам Аристотеля, младший брат Гиппарх увлекался искусством и был человеком легкомысленным.

Поначалу, режим Гиппия и Гиппарха не был суровым. Они даже снизили налог для афинян. Тираны старались поддерживать мирные отношения с другими аристократами, давали им должности в полисе.

Гиппарх приглашал в Афины знаменитых поэтов, таких как Симонид Кеосский и Анакреонт. Под руководством братьев было завершено строительство зала для посвящений в Элевсине, где проходили знаменитые религиозные мистерии. Также по приказу Гиппия и Гиппарха был достроен храм Афины на Акрополе, был сооружен алтарь двенадцати олимпийским богам. По приказу Гиппарха по всей Аттике возвели многочисленные гермы с написанными на них нравоучительными цитатами.

Первым шагом к падению власти сыновей Писистрата стала любовная история. В Афинах жил юноша по имени Гармодий. Как это было принято в Греции, у него был любовник — афинский гражданин Аристогитон. Красавец Гармодий понравился и Гиппарху, но юноша отверг ухаживания тирана.

Оскорбленный Гиппарх решил отомстить семье Гармодия. Сначала сестра юного афинянина была выбрана для несения священной корзины во время праздника Панафиней. Затем организаторы отменили решение и заявили, что девушка недостойна такой чести. Гармодий и Аристогитон посчитали себя оскорбленными и решили действовать. Вместе с другими заговорщиками они решили убить тиранов во время Панафиней, когда граждане имели право носить оружие.

В день Панафиней Гармодий и его соратники готовились напасть на Гиппия и его телохранителей, но увидели, что один из заговорщиков дружески беседует с тираном. Они решили, что он их выдал, и попытались сделать хоть что-то. На агоре они напали на Гиппарха и закололи его. Гармодий был убит людьми тирана на месте. Аристогитон скрылся, но позже был пойман и умер под пытками.

После убийства брата Гиппий стал подозрительным и начал бояться за свою жизнь. Начались аресты и казни. Одновременно были потеряны принадлежавшие Афинам золотые рудники во Фракии, и тирану пришлось увеличить налоги.

Афиняне из рода Алкмеонидов дважды пытались свергнуть Гиппия, но терпели поражения. После этого они подкупили жрецов в Дельфах, чтобы они убедили спартанцев свергнуть власть тирана в Афинах. Так в 510 году до н. э. царь Спарты Клеомен сверг Гиппия.

Скульптура Тираноубийцы работы Крития и Несиота.

Скульптура Тираноубийцы: память о героях

Спустя несколько лет после падения Гиппия афинянин Клисфен провел реформы, которые стали основой афинской демократии. Новому времени требовались герои и борцы с тиранами. Тут к месту оказалась память об убийцах Гиппарха Гармодии и Аристогитоне.

Первая скульптурная группа в честь тираноубийц была воздвигнута в Афинах в тридцатилетие между изгнанием Гиппия и взятием Афин Ксерксом в 480 году до н. э. Ее автором был скульптор Антенор. Впервые в истории Афин на агоре поставили статуи смертным людям. Статуи Антенора были захвачены персами, когда они заняли пустые Афины, и увезены в качестве трофеев в Сузы.

Сам факт установки скульптурной группы прочитывают как часть политической борьбы в Афинах 490−480-х годов до н. э. Предположительно, установку памятника тираноубийцам относят ко времени после Марафонской битвы. Как известно, персидским проводником в этом походе был изгнанный тиран Гиппий. Вскоре после этого афиняне изгнали остракизмом его родственника, Гиппарха, сына Харма.

В Афинах стояла статуя Гиппарха, сына Харма, как бывшего архонта. После того, как в 488 году до н. э. этот родственник тиранов был изгнан, статую переплавили в стелу с именами предателей. На другой стеле были выбиты имена Писистратидов, и говорилось об их несправедливости. Посвятительная надпись Гиппия на алтаре Олимпийцам была стерта. Таким образом, статуи Гармодия и Аристогитона были частью мер по прославлению тираноборцев и проклятию памяти самих тиранов.

Когда армия Ксеркса взяла Афины, захватчики уничтожили многие статуи. Но скульптурная группа работы Антенора вместе с некоторыми другими была вывезена в Сузы. Скорее всего, ее выбрали для этого Писистратиды, сопровождавшие армию персов.

Изображение Гармодия и Аристогитона на вазе

Афинская демократия: память о Гармодии и Аристогитоне

После победы при Платеях афиняне вернулись в опустошенный город и начали его возрождение. В 477−476 году до н. э., как повествует Паросская хроника, на агоре была воздвигнута новая скульптурная группа в честь Гармодия и Аристогитона. Ее авторами были афинские скульпторы Критий и Несиот.

Статуи тираноубийц стояли недалеко от места их подвига. Кроме того, афинянин или гость города, поднимавшийся с агоры на Акрополь, не мог не увидеть эти статуи.

В 450−430-е годы до н. э., когда молодая демократия набрала силы, популярность Гармодия и Аристогитона была невероятной. Именно в эти годы памятник украсила эпиграмма поэта и драматурга Иона Хиосского. Потомки Аристогитона по одной из линий получили по предложению Народного собрания бесплатное питание за счет города. Внучка Аристогитона, жившая в нищете, получила от государства достойное придание.

Аристократы во время своих симпозиев поминали имена убийц тирана. Был сочинен сколий (застольная песня) в честь Гармодия и Аристогитона. Аристофан даже называет исполнение песни в честь Гармодия синонимом застолья.

Демагог Клеон, находившийся на вершине афинской политики в 420-е годы до н. э., гордился и подчеркивал, что его жена происходила из того же рода, что и Гармодий.

Застольная песнь оставляла место импровизациям, и некоторые из них могли высмеивать память Гармодия и Аристогитона. Поэтому в конце V века до н. э. был принят закон, запрещавший порочить имя тираноубийц и пародировать песни о них.

События конца V века до н. э. оживили в общественном сознании афинян события предыдущего века. В 411 году до н. э. в Афинах был установлен олигархический режим Четырехсот. После его падения его называли тиранией, а одного из лидеров переворота, Фриниха, приравняли к тирану Гиппарху.

Даже обстоятельства гибели Фриниха повторяли гибель тирана. Лидера Четырехсот закололи на агоре несколько афинян. Имя Фриниха было подвергнуто тому же посмертному проклятию, что и имена Писистратидов. Его останки были выкопаны и выброшены за пределы Аттики. Дом Фриниха сравняли с землей, а также приняли какие-то законы, чье содержание не сохранилось, которые должны были сохранить память о позоре лидера Четырехсот.

Убийцы Фриниха не получили почестей, аналогичных Гармодию Аристогитону, но тоже были отмечены согражданами. Гермон, так звали убийцу, и его сообщники получали от афинян почетные венки.

Историю о Гермоне сохранил Плутарх. Но возможно он допустил ошибку. Афинские ораторы называли убийцами Фриниха метеков Фрасибула Калидонца и Аполлодора Мегарского. Сразу после убийства их арестовали, но афиняне добились их освобождения. В 409 году до н. э., после падения Четырехсот, был принят декрет, по которому Фрасибул Калидонец получал права гражданства и золотой венок. Скорее всего, его наградили за убийство Фриниха.

Через год после падения Четырехсот, в 410 году до н. э., афиняне приняли еще один закон, призванный защищать демократию. В нем нашлось место отсылкам к ранней истории. Всякий, кто будет участвовать в свержении демократии или занимать должность в свергнувшем демократию правительстве, должен быть объявлен врагом афинян. Убийца врага Афин не считался запятнанным. Более того, афиняне давали клятву убить словом, делом, оружием или подачей голоса того, кто участвовал в свержении демократии, антидемократическом правительстве или тирании. Того, кто погибнет, совершая убийство преступника, афиняне клялись чтить, как Гармодия и Аристогитона.

В 404 году до н. э. после поражения в Пелопоннесской войне в Афинах пришел к власти режим Тридцати. Идеология этого режима строилась на отрицании и издевательстве над демократией и ее символами. Афиняне, боровшиеся с тиранами, приобретали в общественном сознании славу, сопоставимую со славой тираноубийц.

Именно после восстановления демократии в 403 году до н. э. песнь в честь Гармодия и Аристогитона стали исполнять во время Панафиней. Текст этой песни сохранил поздний автор Афиней.

Атлеты, участвовавшие в спортивных состязаниях во время Панафиней, получали в качестве призов амфоры. Эти амфоры делали специально для празднества под наблюдением должностных лиц. Неоднократно, на них была запечатлена скульптурная группа убийц тирана. Гармодия и Аристогитона в характерных позах помещали на щит богини Афины, изображаемой на амфорах с копьем и щитом.

Гармодий и Аристогитон на Панафинейской амфоре.

Изображение Гармодия и Аристогитона украшали также кувшины, которые использовали во время праздника Анфестерий. На второй день празднеств в святилище Диониса проходили соревнования по питью вина. Участники по команде на скорость опустошали трехлитровые кувшины с вином.

В 394 году до н. э. афинский стратег Конон, победивший спартанцев в морской битве и восстановивший Длинные стены Афин, удостоился статуи на агоре. По словам Демосфена, Конон первый после тираноубийц удостоился статуи. Он сравнивает его победу с подвигом Гармодия и Аристогитона — Конон освободил Элладу от тирании Спарты. Рядом со статуей Конона афиняне поставили статуи их союзника Эвагора. Несомненно, новая скульптурная группа подражала монументу Гармодию и Аристогитону.

Память и героях древности после Классической эпохи

Между 324 и 261 годами до н. э. в Афины вернулась похищенная персами скульптура Гармодия и Аристогитона работы Антенора. В качестве дружеского жеста ее послал в Афины либо сам Александр Великий, либо кто-то из первых царей государства Селевкидов. Отныне на агоре стояли две скульптурные группы тираноубийц.

Возможно, скульптура Крития и Несиота перестала восприниматься как священная и уникальная — все могли видеть более древнюю скульптуру. Возможно, поэтому еще один скульптор некий Антигнот создал новую статую Гармодия и Аристогитона. Описания ее внешнего вида или копий не сохранилось.

Убийцы тирана сохранили свое место в пантеоне афинских героев. Воспоминания о борьбе с тиранами были актуальны в связи борьбы Афин с Македонией. В начале Ламийской войны оратор Гиперид сравнил погибшего в бою стратега Леосфена и афинских воинов с Гармодием и Аристогитоном. Леосфен и его соратники, говорит оратор, совершили больший подвиг — Гармодий и Аристогитон убили тирана Афин, а погибшие в бою воины — тиранов всей Эллады.

Новая эпоха, эпоха царей, вносила коррективы в облик Афин. Статуи тираноубийц не были одиноки на почетном месте. После изгнания из Афин Деметрия Фалерского в 307 года до н. э. в Афинах воздвигли статуи царя Антигона Одноглазого и его сына Деметрия. Новые статуи явно показывали, что Антигон и Деметрий — новые освободители Афин.

Установить статую человека рядом со скульптурной группой убийц тирана оставалось честью. И далеко не все могли этого удостоиться. В эту эпоху заслуженный афинянин мог удостоиться статуи, но декреты запрещали ему ставить ее рядом с Гармодием и Аристогитоном. Например, когда право поставить статую в Афинах получил соратник Деметрия Полиоркета Геродор, афиняне позволили ему поставить статую на агоре где угодно, кроме мест рядом со статуями Гармодия и Аристогитона, а также Антигона и Деметрия.

Мраморная копия статуи Аристогитона, обнаруженная в Риме.

Постепенно рядом со статуями Гармодия и Аристогитона появились статуи царственных благодетелей Афин — Лисимаха, Пирра, царей и цариц династии Птолемеев.

Когда Афины попали под власть Рима, в политической риторике Афин звучали ссылки на эпоху Писистратидов. Когда Сулла отвоевал Афины у понтийцев и верного им тирана-философа Аристиона, афиняне почтили римлянина, как нового «тираноборца». Статуя Суллы была воздвигнута на агоре недалеко от скульптурной группы Крития и Несиота.

К образам афинских тираноубийц обращались и римские авторы. Цицерон, защищая в суде убийцу политика Клодия Милона, обращается к греческим традициям почитания убийц тиранов.

Когда в Грецию прибыли убийцы Цезаря Брут и Кассий, поддержавшие их афиняне поставили им статуи рядом с Гармодием и Аристогитоном. Символический смысл этого был очевиден. После поражения убийц Цезаря их статуи убрали с агоры. Как и в других городах, на площади Афин была установлена статуя Цезаря.

Фрагмент копии статуи Аристогитона был обнаружен археологами в Риме рядом с холмом Капитолий. Очевидно, что появление (и последующее падение) на главном холме Рима копии скульптуры тираноубийц вписывается в политическую борьбу эпохи Гражданских войн.

Слепок скульптурной группы Тираноубийцы в Музее искусств имени А. С. Пушкина.

В эпоху империи скульптурная группа Крития и Несиота была символом славы древних Афин, время которых давно ушло. Когда город перестроили по приказу Августа и Агриппы, Гармодий и Аристогитон оказались между огромным Одеоном Агриппы и вновь построенным храмом Ареса. Два огромных здания притягивали взгляды, и скульптуры тираноборцев оказывались в их тени. Мраморные и бронзовые копии древней статуи появились по всей империи, украшая виллы аристократов и дома богатых ценителей искусства. Скульптурная группа сохранилась до наших дней в виде копии, которая сейчас хранится в Археологическом музее Неаполя.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится