![Цветные и белые: как выглядела расовая сегрегация в старой Америке](https://homsk.com/upload/media/posts/2019-01/21/765efcd3421993e61620ab07de7c1567_1548087497-b.jpg)
Не только для чёрных
Как правило, места в автобусе обозначались не для «белых» и «чёрных», а для «белых» и «цветных». К последним относились, например, коренные жители Америки — индейцы, а также китайцы, японцы, мексиканцы даже испанского происхождения и, в некоторых городах, цыгане. Хотя официально ни в одном штате не относились к цветным евреи, известны случаи, когда тех, кто выглядел «слишком по-еврейски», заставляли пользоваться местами, фонтанчиками и входом «для цветных».
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/21/9789-1-ae601ea85ab8712e51a6cfec3f37e822.jpg)
Да, кроме школ и мест в автобусах, для цветных были отдельные отели, кинотеатры, университеты, питьевые фонтанчики, рукомойники, туалеты, окошки в ларьках с мороженым и так далее. Очень часто это означало, что «для цветных» значит «похуже», и не потому, что администрация заведения не могла себе позволить одинаково красивые рукомойники для всех, а потому что цветным хотели напомнить их место.
Кроме того, на одной и той же должности цветному платили меньше, чем белому, и не скрывали этого. В результате уровень жизнь у представителей одного, казалось бы, социального слоя сильно отличался, и там, где белые родители покупали детям самую дешёвую рубашку, чернокожие выпускали детей гулять в одних шортах — по крайней мере, пока тепло. Иначе было не отложить денег на тёплую одежду на зиму.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/21/9789-3-ae601ea85ab8712e51a6cfec3f37e822.jpg)
Что касается мест для цветных, таблички не означали, что это места ТОЛЬКО для цветных. Чернокожие должны были уступать свои сиденья в автобусах, если туда хотел сесть белый. Точно так же, если ломался рукомойник для белых, то спокойно и пользовались поставленный для цветных — а вот наоборот быть ни в коем случае не могло. Это грозило не просто штрафами от полицейских: известен случай, когда чернокожего подростка убили за то, что он заплыл на «белую» половину бассейна. Такое считалось вполне адекватным до Второй мировой войны во многих местах.
Монголы должны жить в чайнатаунах
По какой-то причине американских японцев обозначали в бумагах как «монголов» (в то время, как китайцев так и записывали китайцами). В отличие от китайцев, японцам долго ни при каких обстоятельствах не давали американского гражданства. Во многих городах им разрешали ходить только в школы китайских кварталов. Очень часто дети там становились объектом травли.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/21/9789-6-ae601ea85ab8712e51a6cfec3f37e822.jpg)
Дело в том, что многие японцы приехали в США, приняв христианство, и вели поэтому «западный» образ жизни, который ассоциировался с христианством. В китайских школах детям ставили это в упрёк — мол, они просто задаются и корчат из себя белых. Но ходить в школу в национальных кимоно тоже не было возможности, за такую одежду бы тоже высмеивали.
Во время Второй мировой войны японцев, многие из которых родились в США или были детьми тех, кто родился в США, согнали в концентрационные лагеря как потенциальных диверсантов. Воевавшие в самой Японии американцы считали нормальным присылать на родину трофеи — уши, зубы, скальпы и даже черепа японцев, хотя не поступали так с немцами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/21/9789-8-ae601ea85ab8712e51a6cfec3f37e822.jpg)
Нечего вести себя, будто на родной земле
Особенное отношение было и к коренным жителям без капли иностранной — в том числе европейской — крови. Даже в барах, где обслуживали чернокожих (за отдельным участком стойки) могло висеть объявление «индейцам не наливаем». Это было в двадцатом веке и это было законно.
Коренных американцев точно так же могли не допускать к учёбе в «нормальных» колледжах и университетах, но и в заведения «только для чёрных» они не могли поступить, не считаясь чернокожими (естественно). А если удавалось найти колледж для цветных, то друг к ученики часто проецировали на них установленное белым большинством мнение о том, что они — дикари и язычники. Даже крещёные индейцы не могли убедить окружающих, что крестились не для виду и не молятся старым богам (в такой же ситуации оказывались в Европе цыгане, но индейцы при этом находились на своей земле и должны были что-то доказывать фактически агрессивным мигрантам).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/21/9789-10-25887c10cf56cabd317fe6f509c255ac.jpg)
При том, что жителям резерваций для коренного населения с 1924 года стали давать (наконец-то) американское гражданство, им по-прежнему запрещалось голосовать, даже когда право голоса наконец получили белые женщины.
В маленьких городках бывало, что чернокожим нельзя было покидать свой район, если только на руках не было бумаги, подписанной белым, что этот человек работает там-то и там-то — так что прислуга могла дойти до дома хозяев, а кассир или слесарь — до магазина или бюро услуг, где работал. Улицы днём и ночью патрулировались, чтобы ловить нарушителей — вдруг кто-то захочет купить в супермаркете продукты из более широкого ассортимента не для хозяев, а для себя?
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/21/9789-12-25887c10cf56cabd317fe6f509c255ac.jpg)
Индейцы — в двадцатом веке это обычно не оформлялось законом — часто подвергались атаке полицейских или просто сильно неравнодушных граждан, если просто выходили за пределы резервации. Чего это им делать на белой земле, действительно.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2019-01/21/9789-14-25887c10cf56cabd317fe6f509c255ac.jpg)
Отдельные фильмы
Ответом на сегрегацию стало создание отдельной индустрии развлечений для чернокожих и других «цветных». Начиная от собственной музыки и танцев и заканчивая фильмами, которые снимались специально для «цветных» кинотеатров и зазывали зрителей соблазнительной фразой — «в актёрах — только цветные!» или «все лица на экране — чёрные».
Обслуга и низкооплачиваемые рабочие с большим удовольствием смотрели картины, где ни разу не появляются белые со своей позицией сверху и фразочками свысока. Это были те места, которые цветным ни разу не пришлось освободить по требованию белого.
Впрочем, некоторых белых в истории США дискриминировали так же, как цветных. Например, знаменитый Морзе пытался провести закон, который запретил бы въезд ирландцам, что смотрится довольно странно на фоне таких исторических фактов, когда в Европе для Америки отлавливали белых рабов на замену черным.