Вандализм и кражи в российских музеях: как кислотой залили «Данаю» Рембрандта, а картину «Бассейн в гареме» украли средь белого дня и другие интересные истории
0
0
1
779
просмотров
Кражи и порча экспонатов советских и российских музеев происходили всегда, хотя не в таких масштабах, как на западе. И дело не только в недостатке востребованных у фанатичных коллекционеров шедевров.

Многие годы при советской власти заслон на границах для вывоза предметов искусства был поставлен довольно прочный, да и после распада СССР контрабандистам легче не стало. Но все равно крадут, продают, калечат все, что плоховато охраняется. А на эффективную защиту у множества музеев средств не хватает. Только в ведении Министерства культуры больше 2 тысяч объектов, сколько еще галерей и хранилищ в других структурах никто не считал. И везде хранятся уникальные предметы.

Самые известные акты вандализма случались в обеих столицах

Самые известные акты вандализма случались в обеих столицах Без бронированного стекла облить картину Рембрандта было несложно.

Кислотой залил «Данаю» Рембрандта в 1985 нигде не работающий житель Литвы Бронюс Майгис. Этого мужчине показалось мало, и он еще пару раз полоснул по картине ножом. Нож и банку с серной кислотой Майгис без особых проблем пронес в Эрмитаж. Досмотра сумок в то время, видимо, не было, как и рамок-металлоискателей на входе.

Вначале сам преступник объяснял свои действия политическими мотивами. Позже, возможно, сообразил, что могут дать серьезный срок. Врачи признали вандала невменяемым, изолирован он был в психиатрической лечебнице тюремного типа.

На пострадавшем полотне от едкой жидкости растворилось чуть меньше 30% красочного слоя, а реставрировать ее пришлось 12 лет. Только в 1997 году «Даная» вернулась на место, уже закрытая бронированным стеклом. Но все картины под пуленепробиваемую защиту не спрячешь.

Метким ударом железки повреждено и полотно, и антикварная рама.

На известное полотно Репина «Иван Грозный и его сын Иван» покушались дважды. В 1913 году психически неуравновешенный старообрядец Балашов несколькими ударами ножа исполосовал лица царя и царевича. Преступника поместили в дом для психически больных, картину сняли для реставрации. Над восстановлением работал сам автор, но возвращение первоначального вида не ему не удалось.

Реставрацией занялся Игорь Грабарь, занимавший в то время должность директора галереи. Вернуть «Ивана Грозного…» на место удалось в том же году, но теперь за ним постоянно наблюдали. Однако, через сто с лишним лет внимание к картине ослабили – и на нее снова напали.

Это случилось весной 2018 года. Теперь мужчина в очень нетрезвом состоянии счел художника неверно отразившим исторические события. До закрытия музея оставался час, а буфет все еще работал, и спиртное там наливали. Как заявил сам вандал, от 100 граммов водки что-то на него нашло, и он отправился отстаивать свое мнение о событиях минувших лет и творчестве Репина. В качестве аргумента прихватил столбик от ограждения и врезал по стеклу и раме. Полотно повредили осколки, авторской художественной раме досталось еще больше. Изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали, поэтому реставрация центра картины будет чуть легче. Но и предстоящее восстановление оценили в 10 миллионов рублей.

Спиртное из буфетов и металлическую арматуру ограждений, скорее всего, уберут. Но антивандальное покрытие – вещь не простая и недешевая, подготовка охранников требует усовершенствования, да и самих людей не хватает. Даже в музеях федерального значения.

«Бассейн в гареме» Ж.Л. Жерома из Эрмитажа вынесли белым днем

«Бассейн в гареме» Ж.Л. Жерома из Эрмитажа вынесли белым днем После кражи картина французского художника стала знаменитой.

В 2001 году из Эрмитажа было украдено полотно Ж.-Л. Жерома «Бассейн в гареме». Картина находилась в зале, закрытом в момент похищения для посетителей, поэтому кроме злоумышленников никого в помещении не было. Шнурок перешагнуть труда не составило, холст (размер 73,5х62 см, страховая стоимость – 1 миллион долларов) вырезали ножом из рамы, свернули вчетверо и спокойно вынесли. Когда пропажу обнаружили и перекрыли выходы, было слишком поздно. Запись на видеокамерах получилась плохо различимой, и ничего для поисков похитителей не дала.

Продать картину, показанную по всем телеканалам, не удалось. Но попытки сбыть ее, вероятно, делались – очень уж долго она находилась неизвестно где. Возвращено полотно было только в 2006 году через приемную Зюганова – с приложенной запиской и в самом плачевном состоянии: на сгибах краска осыпалась, холст протерся.

Отреставрированный «Бассейн в гареме» был возвращен в музей в декабре 2009 года – и стал достопримечательностью. В зале с картинами Жерома с тех пор всегда многолюдно.

А в июле 2006 года во время ревизии в Эрмитаже обнаружили пропажу 220 экспонатов (по уточненным данным 226) из фондов хранения. Исчезли ювелирные украшения, иконы, предметы быта с драгоценными камнями, приблизительно оцененные в 5 млн. долларов.

Подозреваемой была сотрудница музея Лариса Завадская, которая умерла в самом начале скандала. Соучастниками преступления сочли ее мужа и сына, однако объяснить схему сбыта вещей они не смогли. Через ломбарды и антикварные магазины самые ценные предметы реализовать было невозможно.

На сайте Эрмитажа был опубликован список похищенного, благодаря чему некоторые предметы были найдены, возвращены или подброшены. Но большая часть вещей так и не найдена, как не обнаружены большие ценности и денежные средства в семье Завадских.

Самое громкое и таинственное похищение было совершено в ГМИИ им. Пушкина в 1965 году

Самое громкое и таинственное похищение было совершено в ГМИИ им. Пушкина в 1965 году У настоящего и экранного похищения шедевра версии разные./

Весной 1965 года с выставки в ГМИИ исчезла картина фламандца Франца Хальса «Святой Лука». Похищение произошло в санитарный день, поэтому обнаружили его только через сутки. По иронии судьбы незадолго до преступления министр культуры СССР Екатерина Фурцева заявила журналистам: «В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят». Действительно, до тех пор таких похищений не было.

Розыск проводился в обстановке особой секретности и под особым контролем Прокуратуры. Проверяли всех иностранных любителей живописи, искусствоведов, антикваров. Следов никаких не было – картина просто исчезла. К делу подключили КГБ, но результатов не появилось.

Вор-дилетант попался по своей неопытности. Денег очень хотелось, старинная картина была украдена до смешного просто – а продать некому. И вот молодой похититель предложил «вещь уровня Рембрандта» хорошо одетому мужчине за 100 тысяч рублей. И снова чудо – элегантный господин оказался сотрудником органов и сообразил, как провести операцию по возвращению картины.

К удивлению сыщиков, преступником оказался помощник реставратора, ранее судимый мелкий жулик. Когда операция по спасению полотна была завершена, оказалось, что оно очень пострадало от хранения в свернутом виде в пересушенном воздухе квартиры похитителя. Реставраторы восстанавливали шедевр 2,5 года, после чего он вернулся в Одесский музей, из которого картина и попала на выставку.

Но этим дело не кончилось – на «Мосфильме» сняли «Возвращение «Святого Луки» с шедевром Хальса в центре сюжета, матерыми преступниками и закрученной интригой. А снялись в увлекательном кино замечательные актеры: Всеволод Санаев, Владислав Дворжецкий, Олег Басилашвили, Екатерина Васильева. Вот эта история спасения шедевра людям и запомнилась.

Наглое ограбление Русского музея в апреле 1999 года

Наглое ограбление Русского музея в апреле 1999 года Известная картина Василия Перова застрахована на $700 000./

Два бандита разбили молотком окно, прихватили две картины Перова: «Гитарист-бобыль» и эскиз к картине «Тройка» (каждое полотно по $700 тысяч) – и ретировались тем же путем. Сигнализация сработала, но охрана добежать не успела. Грабители прежде совершали нападения на ювелирные магазины, но захотелось чего-то необычного и дорогого. Преступников вычислили и взяли быстро, но сама простота успешного ограбления поражает.

Поимка вора древнего украшения сокровище не вернула

Поимка вора древнего украшения сокровище не вернула Так выглядели фалары древних сарматов прежде, чем вор их расплавил.

В 1971 году из краеведческого музея Ростова-на-Дону похитили золотые бляшки-фалары из кургана сарматского вождя. Грабитель казался опытным: за три минуты он выставил оконное стекло, влез в музейный зал, разбил витрину и забрал семь украшений. Сигнализация сработала, но вор исчез раньше, чем появилась охрана.

На самом деле преступление совершил молодой человек без определенных занятий и криминального опыта. Музейные редкости его не интересовали, ценным казался только драгоценный металл. Вор собирался продать украшения как золотой лом, он уже представлял себе стоимость слитка – 20 тысяч, бешеные деньги! С таким же успехом можно было ограбить ювелирный магазин, но туда было труднее попасть.

Выйти на грабителя удалось через скупщиков золота на черном рынке. Вот только пользы от этого не было: фалары уже были расплавлены. Слиток удобнее носить – не гремит и места меньше занимает. Кусок металла он вернул, а большой срок все равно дали. За что с ним обошлись так сурово, любитель легких денег так и не понял.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится