Великая война в компьютерных играх
563
просмотров
Великая война — не самая популярная тема для разработчиков игр, однако в последнее время интерес к эпохе возрос.

 Война — одна из наиболее популярных тем для компьютерных игр. Исправно каждый год на рынке интерактивных видеоразвлечений появляется несколько продуктов, призывающих игрока попробовать себя в качестве бравого солдата в разнообразных ситуациях: от футуристических полей сражений до исторических декораций середины 20-го века. Среди событий прошлого, отражённых в военных играх, можно встретить и Первую мировую войну, однако настолько редко, что число релизов последних лет можно буквального пересчитать по пальцам, чего не скажешь о продуктах, действие которых происходит в декорациях второго по счёту мирового конфликта. Почему так произошло?

Специалисты, занимающиеся исторической памятью, называют несколько причин такой «непопулярности» Первой мировой войны. Во-первых, этот конфликт называют «общеевропейской трагедией» не просто так — в коллективной памяти европейцев он остался потрясением, не шедшим в сравнение даже со Второй мировой. Если начало последней было ожидаемо, то убийства Франца Фердинанда и скатывания Европы в братоубийственную войну не предполагал никто. Во-вторых, в отличие от событий 1940-х в Первой мировой сложно определить главное зло. Если победа над нацистами ознаменовала собой начало новой эпохи, полной надежд, то Компьенское перемирие лишь усилило общее настроение неопределённости, подкреплённое отчаянием солдат, которые видели ужасы современной механизированной войны.

Несмотря на это, разработчики игр всё же время от времени обращаются к событиям тех лет.

«Красный барон» — расцвет авиасимуляторов

 Первыми играми, которые попытались перенести образы Первой мировой на экраны компьютеров, стали не стратегии и даже не экшены, а авиасимуляторы. На 1980−1990 годы приходится бум этого жанра — вышли десятки игр, посвящённых полётам на военных или гражданских самолётах. Значительную долю составляли исторические игры, действие которых происходило на фоне событий Первой мировой войны.

Авиаторов той эпохи нередко романтично сравнивали с рыцарями (в мифологизированном значении этого слова), а противостояния асов в общественном сознании оказалось на одном уровне со спортивными турнирами. Образы пилотов разительно отличались от тех, которые возникали при разговорах о наземных военных действиях: небесные просторы и белоснежные облака выглядели намного приятнее фронтовой грязи траншей.

Первая игра в этом жанре — «Красный барон» (Red Baron) — вышла в 1980 году. Она была названа в честь самого известного лётчика Первой мировой войны Манфреда фон Рихтгофена. Разработка принадлежит американской компании Atari (считающейся одной из основательниц современной индустрии компьютерных игр). Игра открыла прелести полётов на самолётах эпохи становления авиации. Однако по-настоящему легендарной стала другая игра с тем же названием — Red Baron версии 1990 года от компании Dynamix. Она оказала значительное влияние на весь жанр авиасимуляторов в целом и до сих пор встречается во всевозможных списках лучших игр всех времён.

Постер игры Red Baron, 1990

Игра подкупала реалистичностью. Разработчики воссоздали физическую модель поведения самолёта (насколько это было возможно, не отталкивая от себя любителей более «казуальных» развлечений). Пользователь имел возможность сесть за штурвал большого количества реально существовавших в годы войны самолётов (были перенесены даже характеристики аппаратов) и поучаствовать в миссиях, привязанных к главным сражениям Первой мировой — например, к битве на Сомме или «Верденской мясорубке».

Скриншот из игры Red Baron, 1990.

Успех Red Baron был настолько ошеломительным, что вслед за его выходом рынок наводнили многочисленные авиасимуляторы, некоторые из которых имели отношение к Первой мировой войне. Например, сиквел Red Baron, вышедший в 1997 году, First Eagles: The Great War 1918, Rise of Flight: The First Great Air War — перечислять можно долго. Тем не менее спустя годы популярность таких симуляторов пошла на убыль. Во втором десятилетии 21-го века вышли считанные единицы игр об авиаторах Великой войны — они уступили место представителям других жанров.

Первая мировая как декорация к играм «категории Б»

Некоторые разработчики стремились взглянуть на события столетней давности под другим углом или же пробовали использовать антураж «траншейной» войны для реализации своих замыслов, имеющих мало отношения к суровому реализму мирового конфликта.

К таким можно отнести два достаточно спорных проекта из нулевых, оба относятся к жанру «шутер». Польские разработчики игры Necrovision использовали антураж Первой мировой, чтобы рассказать историю о неудачных экспериментах сумасшедшего немецкого учёного, который открыл портал в тёмный мир, населённый всевозможной нечистью. Откровенно второсортный боевик временами удивлял проработанностью окружения: в арсенале главного героя было реальное оружие эпохи (от винтовки Mauser 98 до пистолета-пулемёта MP-18), а первые несколько часов игры погружали пользователя в тёмный траншейный мир.

Скриншот из игры Necrovision.

Второй провал, связанный с использованием образа Первой мировой, произошёл с игрой Darkest of Days, основной концепцией которой стала идея о путешествиях во времени. Игрок мог увидеть сражения Гражданской войны в США, конфликты с индейцами и поля битв Первой и Второй мировых войн. Примечательно, что Великая война показана с необычной для западного зрителя точки зрения: в игре предпринята попытка воссоздать сражение при Танненберге в Восточной Пруссии — печально известное поражение русской армии в первый месяц войны.

Русские солдаты в игре Darkest of Days

Этот эксперимент сослужил разработчикам дурную службу. Не удосужившись привлечь консультантов, отрезок игры на Восточном фронте пестрит ляпами самой разной степени комедийности, но самое поразительное впечатление оставляют возгласы русских солдат, идущих в атаку: по какой-то непостижимой причине они умирают за Родину и за Сталина. Последний, к слову, во время описываемых в игре событий находился в ссылке в Сибири.

В жанре стратегий шведские разработчики из корпорации Paradox Interactive выпустили две игры, касавшиеся событий Великой войны — Victoria и Victoria II, охватывавшие временной промежуток с 1836-го по 1936 год. Игрок мог почувствовать себя лидером любой страны и с этой высоты либо повторить события Первой мировой, либо её предотвратить, создав альтернативную версию европейской истории.

Скриншот из игры Victoria II.

Столетие начала войны как повод для переосмысления

До 2010-х тематика Первой мировой оставалась не очень популярной у игровых разработчиков. В 2014 году весь мир вспоминал события столетней давности — с момента начала Великой войны прошёл целый век. Юбилейная дата стала катализатором появления на рынке множества игр, посвящённых той эпохе, некоторые из которых стали коммерчески успешными. Прежде всего это касается продукта шведской компании DICE, известной по франшизе мультиплеерных шутеров Battlefield. Новая часть серии, вышедшая в 2016 году, была посвящена Первой мировой войне.

Хотя в игре есть отсылки к сражениям, Battlefield 1 следует воспринимать как «фантазии на тему» — к реалиям окопной войны начала 20-го века её геймплей имеет весьма опосредованное отношение. Вся серия шведских разработчиков была заточена на динамичные противостояния игроков между собой, что слабо соотносится с монотонными военными буднями Западного фронта. Тем не менее этот продукт показал, что у покупателей есть запрос на игры в таком экзотичном сеттинге. Кинематографичная графика, неплохая сюжетная кампания и большое количество исторического оружия стали козырями DICE.

Многие игроки остались недовольны условностями. Так, например, некоторых возмутили чрезмерно часто встречающиеся темнокожие солдаты, а отсутствие в релизной версии упоминаний об участии в войне Российской империи вызвало бурю негодования у отечественного игрового сообщества. И если второе допущение было вскоре исправлено в связи с выпуском дополнения к игре, то первое сохранилось.

«Снайперы» русской армии в игре — женщины. Это дань уважения женским «батальонам смерти»

Сторонники исторической достоверности могут найти для себя альтернативу — такими можно считать игры Verdun и Tannenberg, разработанные независимой нидерландской студией M2H. Не хватая звёзд с неба, создатели этих шутеров сделали упор на реалистичный игровой процесс: среднее время жизни игрока на карте не превышает и минуты, спрятаться от пуль и артиллерийских снарядов фактически негде. Фундаментальный подход к отражению оружия и отрядов делают Verdun и Tannenberg, пожалуй, лучшими представителями своего жанра в играх о Первой мировой войне. Нидерландцы уже анонсировали третью игру в своей серии — на сей раз разработчики обещают перенести игроков в пекло битвы при Изонцо.

Траншеи Восточного фронта. Игра Tannenberg.

К столетию войны вышли также игры, в которых авторы попытались передать личные истории. Настоящим откровением для геймеров стала Valiant Hearts: The Great War — творение французской студии Ubisoft, выполненное в ныне незаслуженно подзабытом жанре квеста. Авторы сценария рассказывают истории нескольких людей на фоне Первой мировой войны. Нарочито мультяшный стиль не должен вводить в заблуждение: на экранах разворачивается настоящая трагедия, причиной которой стала бессмысленная и беспощадная война. Авторы преследовали в том числе и образовательные цели — каждый уровень игры сопровождают исторические справки, позволяющие несведущему человеку узнать о роли собак-санитаров или кошмарах ранений при газовых атаках.

Скриншот из игры Valiant Hearts.

В 2018 году вышла игра 11−11: Memories Retold. С помощью яркого и красочного визуального стиль, сформированного под влиянием живописи импрессионистов, французские разработчики рассказывают историю двух людей, чьи судьбы (как в Valiant Hearts) пересекаются на войне. Главной темой обеих игр стала человечность в нечеловеческих условиях — редко увидишь гуманистический посыл в компьютерной игре. Оба творения французов были высоко оценены критиками, а в некоторых школах даже стали использоваться на уроках истории.

Скриншот из игры 11−11: Memories Retold.

Тематика Первой мировой войны в играх прошла большой путь — от простых декораций для экшенов и шутеров до произведений искусства со сложной внутренней драматургией и серьёзными темами.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится