Не то чтобы эти разговоры мешали Версалю считаться одной из величайших архитектурных и исторических ценностей, но все же – почему появилось на свет это детище короля-солнце и каким образом возводили эту резиденцию французской правящей семьи?
Как маленький охотничий домик был призван составить конкуренцию великолепному дворцу Во-ле-Виконт
Еще во время правления Людовика XIII неподалеку от Парижа был построен небольшой охотничий домик, настолько скромный по размерам, что принять на ночь королевскую семью он был не в состоянии – в единственной спальне разместиться мог один лишь король. Начиная с 1632 года замок начали перестраивать и расширять, и будущий король-солнце впервые оказался в нем в 1641 году в возрасте трех лет, когда был отправлен туда во время эпидемии оспы в Париже. Свое пристальное внимание на замок Людовик XIV обратил в 1661 году, задумав создать на этом месте роскошный дворец.
Людовик XIV был всерьез обеспокоен Фрондой, антиправительственными восстаниями, и в том числе ради своей безопасности принял решение перенести резиденцию из парижского Лувра в Версаль. Для перестройки небольшого сооружения в роскошный дворец с великолепным парком были приглашены лучшие архитекторы и мастера садово-паркового искусства. Среди них – Луи Лево, Шарль Ле Брюн, Жюль Ардуэн Мансар, Андре Ленотр – те, что уже зарекомендовали себя при создании великолепных резиденций, и в том числе и дома тогдашнего министра финансов Фуке.
Николя Фуке был одним из самых богатых и могущественных французов, не стеснялся обеспечивать себя всем самым лучшим, что только можно было купить за деньги. Он построил себе дворец Во-ле-Виконт – считавшийся лучшим во Франции того времени. На пышный ужин в честь своего новоселья в числе прочих гостей министр позвал Мольера и Лафонтена.
По одной из версий, король Людовик XIV, из зависти к великолепию резиденции министра, решил отнять у нее звание лучшей, а у Фуке – сам Во-ле-Виконт.
Но, возможно, причина высочайшей немилости была в другом – в том, что Фуке не гнушался использовать государственную казну в своих собственных целях. Так или иначе, в 1661 году министр был отправлен не просто в отставку, а в тюрьму, кстати, задержание производил небезызвестный д’Артаньян.
Возведение Версальского дворца
Строительство Версальского дворца велось с размахом, который поражает воображение и сейчас. Деньги на закупку материалов лились рекой – всего при Людовике XIV в Версаль было вложено более трехсот миллиардов долларов в пересчете на современные деньги. С окрестных селений туда сгоняли крестьян – земляные работы были очень масштабными, почва, болотистая и песчаная, должна была превратиться в ту, на которой будут расти великолепные фруктовые и цветочные сады. На время перестройки Версальского дворца Людовик запретил все другие строительные работы в округе.
Спешка приводила к тому, что допускались существенные недочеты, вроде неплотно подогнанных окон и дверей, из-за чего по дворцу потом гуляли сквозняки, некоторые камины не работали.
Зато в результате реконструкции здание приобрело гораздо более эффектный вид, а вокруг дворца быстро рос город и появлялись все новые постройки. Великолепие Версаля как магнитом притягивало августейших особ со всей Европы и вообще ценителей прекрасного.
Петр Первый, побывавший во дворце в 1717 году, был настолько вдохновлен увиденным, что, возвратившись в Россию, вплотную занялся Петергофом. В Версальский дворец привозили лучшие образцы скульптуры и живописи, король Людовик XIV мог по праву гордиться тем, что построил для себя прекраснейший из дворцов.
Просчет строителей или соответствие нормам эпохи?
Что же до удобств – Версаль того времени действительно не являлся самым привлекательным местом по части гигиены и чистоты. Долгое время король был единственным, у кого в распоряжении была ванная – остальным сотням и даже тысячам придворных было положено все два туалета. Причем большую мраморную купальню Людовик использовал не по прямому назначению – для мытья – а скорее для приятного времяпрепровождения в обществе своей фаворитки мадам де Монтеспан.
По отзывам и воспоминаниям тех, кому довелось бывать в Версале XVII века, это было грязный дворец. Ситуацию пытались улучшить использованием духов, в которых двор себе не отказывал. Было принято довольно часто менять одежду, но гигиенических условий для огромного количества живущих во дворце придворных Версаль не предоставлял.
При этом дворцовый парк располагал прекрасными фонтанами, было сделано водоснабжение. Почему же оно не использовалось для самой насущной, казалось бы, необходимости? Дело в том, что частое мытье, и мытье вообще, в то время считалось делом вредным и даже опасным, якобы вода могла, проникнув через кожу, вызвать у человека серьезные заболевания. Отсюда и мыши в прическах знатных дам, и парфюм, призванный заглушить запах немытого тела, и прочие неприятные современному человеку нюансы, причудливо сочетающиеся с совершенным обликом Версаля.
Версальский дворец стал не только частью культуры, но и важным объектом мировой истории. В 1783 году во дворце был подписан договор, завершивший войну за независимость США, в 1789 году Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, а в 1919 – состоялось заключение мирного договора, положившего конец Первой мировой войне. С 1801 года Версальский дворец открыл свои двери для публики и стал музеем.