Александр Сергеевич Пушкин. Встреча с немецкой гадалкой
По свидетельствам друзей и современников, Александр Сергеевич Пушкин был очень суеверным человеком. К примеру, просыпанная соль и перебегающий дорогу заяц были для поэта предвестниками несчастий. Верил Пушкин и в магию чисел — в каждом месяце у него в календаре были отмечены «несчастливые» дни. С особым трепетом поэт относился к предсказаниям гадалок. В пророчество одной из них, немки Шарлотты Киргхоф, он верил всю свою жизнь.
О прошлом предсказательницы до её приезда в Санкт-Петербург мало что известно. Есть сведения, что Шарлотта Киргхов поселилась в столице Российской империи в 1810 году после смерти мужа. Очень скоро она стала популярна среди местной знати — к ней на приём приходили как женщины, так и мужчины, стремившиеся узнать у неё о своём будущем. Гостями немки были и Александр I, которому она предсказала войну с Наполеоном, и Александр Грибоедов, услышавший от неё страшное пророчество о гибели за рубежом. Не смог обойти стороной салон Киргхов и Александр Пушкин.
К предсказательнице поэт пришёл в 1819 году в компании своего друга Никиты Всеволодовича Всеволжского. Последний относился к этому визиту с юмором, а вот Пушкин воспринимал встречу с гадалкой очень серьёзно. Взглянув на ладонь Александра Сергеевича, Киргхов предсказала ему всероссийскую славу, две ссылки и, самое главное, долгую жизнь, «если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека». Пророчества о ссылках и известности вскоре исполнились. Сбылась и последняя часть предсказания Киргхов — поэт погиб в 37 лет от пули Дантеса, который был блондином.
О мистике из жизни Пушкина и других многочисленных приметах, в которые верил великий поэт, можно узнать из экспозиции Государственного музея А. С. Пушкина.
Николай Васильевич Гоголь. Таинственный сон отца
Звание главного мистика в истории русской литературы хранит Николай Васильевич Гоголь. Таинственные события сопровождали писателя как при жизни, так и после смерти — среди поклонников Гоголя ходила страшная легенда о том, что он был похоронен заживо, но ещё до рождения классика с его отцом произошло необъяснимое событие.
Василий Афанасьевич учился в Полтавской славянской семинарии. Как-то раз, когда ему было 14 лет, во время каникул он вернулся домой и вместе со своей матерью посетил храм в Ахтырке. Там он увидел знаменитую Ахтырскую икону Божией Матери, которая поразила его. Вместе с мамой Василий остался в храме на ночлег, и там во сне ему явилась Богородица и сказала: «Ты будешь одержим многими болезнями, но то всё пройдёт, ты выздоровеешь, женишься, и вот твоя жена».
После этих слов у её ног появился младенец. Вскоре сон этот позабылся, но лицо ребёнка врезалось Василию в память.
Полгода спустя Василий Афанасьевич вместе с отцом посетил усадьбу соседей — дворян Косяровских. Каково же было его удивление, когда в семимесячной дочери хозяев дома Маше он узнал ту самую девочку из своего сна. С тех пор Василий стал частым гостем у Косяровских. Приходя к ним в дом, он играл с их дочерью, читал ей книги. Через 14 лет Василий Афанасьевич, не дождавшись совершеннолетия Марии Ивановны, попросил её руки у родителей. Те дали своё согласие, и в 1809 году у пары родился первенец, которого назвали Николаем.
Мистических событий в жизни Николая Васильевича было настолько много, что о них можно написать не одну книгу. О таинственном в биографии писателя можно узнать, посетив Дом Гоголя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Пророчество домработницы
Николая Васильевича Гоголя своим литературным наставником считал другой классик русской литературы, имя которого связано с мистикой, — Михаил Афанасьевич Булгаков.
Пьеса «Дни Турбиных» была одной из самых успешных театральных постановок Булгакова. Спектакль, созданный по мотивам романа «Белая гвардия», только в свой первый сезон был сыгран около 100 раз — несмотря на прохладный приём прессы, успех у зрителя был грандиозный.
Критики дружно обвиняли писателя чуть ли не в симпатиях к «белогвардейщине». Это привело к неприятным последствиям — в апреле 1929 года «Дни Турбиных», как и другие пьесы Булгакова, сняли со сцены. После отмены спектаклей Булгаков даже подумывал об эмиграции во Францию и в одном из писем Максиму Горькому рассказывал: «Всё запрещено, я разорён, затравлен, в полном одиночестве. Зачем держать писателя в стране, где его произведения не могут существовать?» Михаил Афанасьевич несколько раз подавал прошение о выезде за границу и всякий раз получал отказ.
В январе 1932 года у Булгаковых появилась новая домработница. Как-то раз она зашла в комнату к Михаилу Афанасьевичу и твёрдым пророческим голосом сказала: «Трубная пьеса Ваша пойдеть, заработаете тыщу». Буквально через несколько минут после этого в квартире раздался звонок — голос на другом конце провода сообщил, что показы «Дней Турбиных» срочно возобновляются.
После этого спектакль шёл до 1941 года. В начале Великой отечественной войны, когда МХАТ был на гастролях в Минске, во время бомбёжки все декорации сгорели. Следующая постановка «Дней Турбиных» появилась на сцене только в 1968 году, после первой публикации в СССР «Мастера и Маргариты».
Главная хранительница мистических историй из жизни писателя — знаменитая «нехорошая» квартира, в которой сегодня находится Музей Михаила Булгакова.
Сергей Александрович Есенин. Предсказание цыганки
За свою короткую жизнь Сергей Есенин успел трижды жениться. Последней официальной супругой поэта за несколько месяцев до его гибели стала внучка Льва Николаевича Толстого Софья. Впервые она увидела Сергея Александровича на сцене знаменитого кафе имажинистов «Стойло Пегаса», а через несколько дней познакомилась с ним на квартире Галины Бениславской, о чем оставила запись в настольном календаре: «9 марта. Первая встреча с Есениным».
Молодые люди понравились друг другу — Софья влюбилась в поэзию и образ Есенина, а сам Сергей Александрович, скорее, попал под очарование известной фамилии девушки. Они проводили друг с другом много времени, ночами напролёт гуляя и разговаривая об искусстве. На одной из прогулок пара встретила цыганку, на плече у которой сидел попугай. Сергей и Софья попросили её погадать и дали немного мелочи. Цыганка предсказала им скорую свадьбу, а её попугай выудил из небольшого свёртка с безделушками медное кольцо, которое его хозяйка надела на палец Есенину. Это пророчество сбылось — 18 сентября 1925 года влюблённые зарегистрировали свой брак.
Кольцо, доставшееся от попугая, поэт отдал Софье Андреевне, которая носила его до самой смерти.
Этому случаю Есенин посвятил одно из своих стихотворений:
Видно, так заведено навеки,
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней прожжённые калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Милая, мне скоро стукнет тридцать.
И земля милей мне с каждым днём.
От того и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнём.
Коль гореть, так уж гореть, сгорая.
И не даром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая, —
Знак того, что вместе нам гореть.
То кольцо надела мне цыганка,
Сняв с руки, я дал его тебе.
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не робеть.
В голове болотный бродит омут.
И на сердце изморозь и мгла.
Может быть, кому-нибудь другому
Ты его со смехом отдала.
Может быть, целуясь до рассвета,
Он тебя расспрашивает сам,
Как смешного, глупого поэта
Привела ты к чувственным стихам.
Ну и что ж! Пройдет и эта рана.
Только горько видеть жизни край,
В первый раз такого хулигана
Обманул проклятый попугай.
Сотрудники Московского музея Сергея Есенина летом 2019 года сами столкнулись с необъяснимым. По их словам, на музейные камеры видеонаблюдения попал призрак поэта.
Александр Николаевич Скрябин. Предчувствие смерти
Личность российского композитора Александра Николаевича Скрябина окружена ореолом мистики. С его жизнью и смертью связаны несколько таинственных историй. Ходит даже легенда, что композитор знал от чего и когда умрёт.
В квартиру в Большом Николопесковском переулке Скрябин въехал 27 апреля 1912 года. Хозяин особняка предлагал композитору снять квартиру на пять лет, но Александр Николаевич твёрдо настоял на сроке в три года — вскоре он хотел уехать в Индию, чтобы там закончить работу над «Мистериями». Но сделать этого не успел.
По воспоминаниям современников, Александр Николаевич был достаточно мнительным человеком и боялся микробов. Доходило даже до того, что он отказывался от своих любимых сушек, если они случайно с тарелки попадали на скатерть. Композитор говорил, что на столе «могут быть бациллы». Можно сказать, что Скрябин опасался не напрасно.
В апреле 1915 года композитор неаккуратно выдавил фурункул и вскоре после этого у него началось заражение крови. Болезнь протекала стремительно — всего через несколько дней Александра Николаевича не стало. Главная странность заключается в том, что композитор умер 27 апреля 1915 года — день в день с окончанием срока аренды квартиры.
Сегодня в особняке, где три года жил композитор, работает московский Мемориальный музей А. Н. Скрябина.