Виктор Васнецов: богатырь русской живописи
455
просмотров
Называя его богатырём русской живописи, современники восхищались тем, какой объёмный культурный пласт художник представлял в своём творчестве.

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года. Он должен был стать священником, как и его отец. Однако же семинарию Виктор не закончил: на последнем курсе он оставил это учебное заведение и с благословения родителя уехал из родной Вятской губернии в Петербург поступать в Академию художеств. Васнецов был так обескуражен непривычной столичной жизнью, что постеснялся спросить, выдержал ли он вступительные испытания. Лишь через год, подавая документы повторно, он узнал, что уже давно зачислен.

Портрет В. М. Васнецова кисти Н. Д. Кузнецова, 1891.

В Петербурге Васнецов познакомился и сблизился с передвижниками. Вместе с ними он начинал писать как реалист. По их же совету Васнецов отправился в Европу, но вернулся раньше срока. За границей он чувствовал себя чужим и растерянным перед совершенно непонятным, незнакомым людом. Художник не чувствовал контекста и потому не мог работать.

В. М. Васнецов «С квартиры на квартиру», 1876.

Вернувшись, живописец взялся за полотно о витязе на распутье. С этой картины начинается так называемый «Васнецовский стиль», объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность.

В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880.
В.М. Васнецов «Витязь на распутье», 1882.

Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали. От него требовали обличительных картин, с пороками людей, социальными проблемами, морализаторством. Виктор Михайлович в ответ на это представлял своё видение того, что тревожит народ.

В.М. Васнецов «Алёнушка», фрагмент. 1881.

Случались и конфузы. В конце 1870-х Васнецов получил заказ от известного мецената Саввы Мамонтова. Картина предназначалась для украшения кабинета в правлении Донецкой железной дороги. По версии живописца, ковёр-самолёт должен был на языке метафоры описать работу железных дорог. Чиновники не совсем поняли задумку Васнецова и разместить полотно в кабинете отказались. Тогда Мамонтов оставил его себе.

В.М. Васнецов «Ковёр-самолёт», 1880.

Художник был глубоко верующим человеком, что не мешало ему быть увлечённым коллекционером икон. Более того, он с охотой брался за роспись православных храмов. Так, в конце 1890-х Васнецова пригласили в Киев расписывать Владимирский собор, который строился к празднованию тысячелетия крещения Руси. Виктор Михайлович сомневался, сможет ли выполнить столь ответственный заказ, однако же согласился. Конечно, со своей задачей живописец справился, да так хорошо, что его пригласили расписывать и другие соборы: храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, собор святого Владимира, храм рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

В. М. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке», 1889.

Многих современников Васнецова удивляла его способность работать одновременно над несовместимыми на первый взгляд проектами. К примеру, во время росписи Владимирского собора он параллельно трудился над «Богатырями» и полотном «Иван-Царевич на Сером Волке», книжными иллюстрациями и театральными эскизами.

В.М. Васнецов «Богатыри», 1898.

Васнецов был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год.

Ещё при жизни Васнецова начали называть богатырём русской живописи. В большей степени это связано с тем объёмом культурного пласта, который он поднимал в своём творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников. Несмотря на это, последние годы Васнецов терпел крайнюю нужду, даже не всегда были краски и отопление в мастерской. И всё же художник продолжал работать практически до последнего дня своей жизни. Живописец скончался 23 июля 1926 года в Москве.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится