Летящие мячи – выбивала и классические пятнашки
Если у группы детей был в распоряжении мяч, то с высокой долей вероятности они играли в «выбивалу». Для этого следовало отыскать любую свободную стену. Это мог дом, бетонный забор или гараж. Выбирали «выбивалу», который брал в руки мяч. Остальные школьники располагались вдоль стены, на расстоянии около метра друг от друга. Выбивала вставал перед ними, отойдя на несколько метров. Тут имели значение его возраст и сила. Слабые руки — стоит встать поближе, и наоборот. В задачу водящего входило «выбить» участника, попав в него мячом. В этом случае дети менялись местами: тот, в кого попали, становился выбивалой. Встречались особо ловкие игроки, выбить которых не мог никто. Иногда водящих было двое, в случае, если играли на открытом пространстве. Тогда мяч летал от одного выбивалы к другому.
Еще одна подвижная и веселая игра — пятнашки. На самом деле, если разобраться, это вариант старинных салочек. Правила также очень просты: есть водящий, который должен запятнать, то есть дотронуться до кого-то из участников, догнав его. «Запятнанный» становился водящим, и теперь он должен был гоняться за рассыпающимися в стороны, словно зерна гороха, детьми.
Для этой игры требовалась хорошая физическая подготовка. Часто можно было увидеть во дворе раскрасневшихся, хохочущих детей, которые играли в пятнашки. Продолжалась беготня, пока у участников были силы. Те, кто больше не могли бегать, выбывали и считались проигравшими. Зато потом детишки, придя домой, с удовольствием съедали обед и просили добавки. Без капризов и уговоров со стороны родителей.
Как дети лопали кирпичи, дома и машины – съедобное/несъедобное
К числу веселых игр с мячом надо причислить еще одну, с забавным названием «съедобное или несъедобное». Здесь было меньше движения, зато смех раздавался очень часто. Правила: водящий, которого выбирали, брал в руки мяч. Остальные участники рассаживались напротив него в линию. Водящий загадывал про себя какое-то блюдо. Это могло быть что угодно: от щей до запеченного в листьях кресла. Затем он быстро бросал мяч, выбрав какого-то участника и одновременно произносил вслух свою заготовку.
Тому, к кому летел мячик, следовало или поймать предмет (но только в том случае, если произносилось то, что можно съесть), или же отбить его обратно (когда водящий произносил несъедобный вариант). Постепенно броски набирали темп, и дети начинали путаться, то есть ловили мяч тогда, когда не следовало. Получалось очень смешно. Например, кто-то «съедал» дом, машину, кирпич или собачью шерсть. Это были абсурдные варианты, которые неизменно веселили участников.
Конечно же играли и в прятки. Правила здесь объяснять не нужно, они известны всем без исключения. Интересен и такой вариант пряток, как «топор и пила». Дети прятались, кто где сумел, а ведущий начинал их искать. Целью было добежать до метки раньше водящего (она выбиралась перед игрой, и это могла быть скамейка, дверь в подъезд, что угодно) и прикоснуться к ней. При этом те, кто уже закончили игру помогали остальным, спрятавшимся участникам. Они кричали: «Топор, сиди как вор, не выглядывай во двор!». Значит, водящий приблизился к месту, где спрятался игрок. А если клич был: «Пила, лети как стрела!», значит, он водящий ушел далеко, и можно выбегать и нестись к метке. Такая разновидность пряток сочетала в себе и физическую активность, и хитрость.
Кто казак, а кто разбойник, и что делать, если море волнуется
Очень нравилась детям такая игра, как «казаки и разбойники». Группа делилась на 2 команды. Казакам (героям положительным) следовало ловить разбойников героев отрицательных). По правилам напоминает пятнашки (если ты разбойник, и до тебя дотронулись, значит, тебя поймали). Но было еще одно дополнение: когда казак держит разбойника за руку, тот не имеет права убегать, но, если ослабить внимание хоть на секундочку и отпустить «хулигана», тот может убежать, и все начинается снова.
Еще одна игра, которая великолепно развивала воображение, называлась «море волнуется (или колышется)». Правила: выбранный водящий должен отвернуться от детей и громко произнести: «Мoре колышется раз, мoре колышется два, мoре колышется три,
мoрская фигура, на месте замри!»
Остальные участники должны в последнюю секунду замереть, не меняя позу, в которой их застали последние слова считалочки. После этого водящий оборачивался и внимательно осматривал все фигуры. Тот ребенок, который не сумел сохранить неподвижность, выбывал из игры. Самый стойкий становился водящим. Еще один вариант: выбиралась самая интересная фигура (по мнению ведущего), ее создатель занимал место ведущего.
Можно было играть и так: вместо слов «морская фигура» произносилось что угодно. Например: «Фигура человека, который только что узнал, что выиграл миллион рублей». Но это практиковалось среди детей постарше. Какие только фигуры не загадывались юными затейниками.
Да, сегодня школьники нередко страдают от гиподинамии. К сожалению, времена меняются. Все меньше детей можно увидеть во дворах, а если они и гуляют, то за ними пристально следят родители. Вряд ли в ближайшее время гаджеты сдадут свои позиции. Впрочем, этого не стоит и ждать. Важнее научить ребенка коммуникации со сверстниками, неважно, какой способ при этом будет выбран и уделять побольше времени его физическому развитию. Благо возможностей сейчас масса.