Водевиль, вербатим и другие главные современные театральные направления
0
1
603
просмотров
Комедия, драма, трагедия — три вечных жанра театрального искусства. Но театр, как и другие виды искусства, постоянно развивается, появляются новые направления и стили постановок. Далее вы узнаете о пяти интересных формах современных театральных представлений, некоторые из которых возникли не так давно, а другие существуют уже не одно десятилетие.

Водевиль

Водевиль — это легкая комедийная пьеса. Все действие в ней завязано на интриге, которая раскрывается в конце. Это своеобразный анекдот, разыгранный на сцене. Обязательные элементы водевиля: музыка, песни, разговорная речь, гиперболичность.

Водевиль — это французское направление, ставшее популярным в XVII столетии. Главными героями представления тогда были сельские жители, которые пели, танцевали и даже ругались на потеху публике во время выступления.

В России сюжеты для водевилей брали, например, из басен Крылова, а также из произведений Некрасова и Чехова («О вреде табака», «Медведь», «Предложение»).

Вербатим

В переводе с латинского значит «дословно». Это направление считается документальным, то есть состоит из реальных диалогов и монологов людей. Считается, что эту технику придумали в Великобритании, по другой версии — в России. Так, известно, что актеры МХАТа общались с бездомными при постановке пьесы «На дне» в начале XX века.

Документальным считается и московский «Театр.doc». Спектакли здесь — это своеобразные интервью, проводимые на сцене. Сначала труппа собирает фактическую информацию, обрабатывает ее и позднее воплощает на сцене. Современный вербатим обращается к актуальным проблемам общества. Например, в спектакле «Акын-опера» актеры — это граждане Таджикистана, которые рассказывают о своей жизни в иммиграции.

Театр абсурда

Это направление возникло в Европе в середине XX века. Главная задача автора в таких пьесах — передать зрителю свои ощущения от проблемы, избавив его от шаблонов и стереотипов. Да, действие зачастую не поддается логике, поначалу зритель вообще не понимает, что происходит на сцене, но постепенно синтез диалогов, поступков и раскрытие персонажей создают свою, внутреннюю логику постановки.

Для таких спектаклей характерны повторяющиеся диалоги, непоследовательные действия и клубок интриг — все, чтобы создать веселое или трагичное настроение. Критики отмечают, что абсурдность происходящего на сцене позволяет зрителям искать разгадку прямо по ходу действия, то есть они не просто наблюдают за знакомым сюжетом, а пытаются разгадать его. Один из главных драматургов театра абсурда в России — Даниил Хармс.

Хеппенинг

Это представление, которое происходит здесь и сейчас. Возникло это направление в США в 50-е годы прошлого века. В таком театральном действии часто соединяются танец, музыка, живопись и литература. Главное действующее лицо обычно одно, оно руководит представлением, но не контролирует его полностью.

Хеппенинг чем-то схож с перформансом, но является чуть менее спланированным, так как к действию привлекаются зрители. То есть важен не только результат, но и сам процесс. Получившийся результат — это творение не одного человека, а всех присутствующих. Хеппенинг часто сопоставляют с театром абсурда, сюрреализмом.

Иммерсивный театр

Наверное, главный театральный тренд последних лет. Слово «иммерсивный» пришло к нам из английского, в переводе с которого immersive означает «создающий эффект присутствия». Главное в таком представлении для импресарио — это создать эффект полного погружения в материал, сделать зрителя частью постановки. То есть гости не просто наблюдают за ходом пьесы, но становятся действующими лицами.

В иммерсивных спектаклях зрители могут не только трогать декорации и весь реквизит, но и разговаривать с актерами. Больше того, актеры сами будут взаимодействовать со зрителями: уводить их в другие комнаты, обнимать или пристально смотреть в глаза. Такое действие похоже на квест в реальности, когда участники должны своими решениями повлиять на развитие событий.

Часто иммерсивные представления проходят не в здании театра, а, например, в особняке или заброшенном здании. Одной из первых таких постановок стало шоу Sleep No More (США). Действие иммерсивного спектакля в нем происходит в заброшенном пятиэтажном отеле. При входе зрители надевают маски, а дальше могут делать все, что захотят: в каждой комнате они участвуют в развитии сюжета.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится