«Военная игра» Питера Уоткинса: ужас атомной войны глазами британских ученых
777
просмотров
Сейчас каждый день воскресают давно забытые призраки атомной войны. А в 1965 году, к юбилею атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, британская телекорпорация ВВС заказала режиссёру Питеру Уоткинсу фильм про то, что будет с Англией в случае ядерной войны. Результат настолько ужаснул ВВС, что кино вместо показа спрятали на 20 лет. Почему?

Фильм, фильм, фильм

Уоткинс на тот момент успел прославиться картиной «Каллоден» о сражении XVIII века. Фильм был снят в стиле коротких псевдодокументальных интервью с «участниками» битвы прямо на поле боя. Зритель полностью погружался в атмосферу противостояния шотландцев и англичан.

Фильм «Военная игра» (The War Game) он снял в той же манере: чёрно-белая плёнка и спокойный голос диктора. Тот говорил, что британская политика ядерного сдерживания базируется на угрозе применения термоядерных бомб, несомых стратегическими бомбардировщиками «Виктор» и «Вулкан MK» II. Такие бомбардировщики будут пользоваться военными и гражданскими аэродромами.

Соответственно, эти аэродромы в случае войны станут приоритетными целями для советских ракет с атомными боеголовками. На 25 крупнейших городов (порядка трети всего населения Великобритании) окажутся нацелены несколько ракет. Зритель понимает, что в случае войны Британию накроет квадратно-гнездовым методом.

И тут начинается… 16 сентября некого года китайские войска вторгаются в Южный Вьетнам. США решают применить против китайцев тактическое атомное оружие. В ответ СССР и ГДР блокируют Западный Берлин и объявляют, что в течении 48 часов собираются овладеть городом — если США не откажутся от своего решения. Британия объявляет чрезвычайное положение.

Центральное правительство слагает полномочия, вся власть переходит к чрезвычайным комитетам (кто сказал «ВЧК»?) на местах.

Женщин и детей (почти пятую часть населения) пытаются эвакуировать из крупных городов в Уэльс, Кент и прочие пасторальные области. Меры обеспечения эвакуации показывают по-британски просто и наглядно. Дома никого нет? Значит, реквизируем.

Не хочешь разместить в своём доме восемь человек? А в тюрьму хочешь?

Вводятся чрезвычайные документы и карточки на продукты — если те будут доступны. Даже без войны такая эвакуация нанесла бы серьёзный удар по британской экономике.

На фоне роста напряжённости опрашиваются люди на улицах (непрофессиональные актеры). Выясняется, что простые британцы понятия не имеют о простейших вещах, связанных с радиацией, не говоря о её воздействии на человека. Подозреваю, современный опрос дал бы такие же результаты... и не только в Британии.

Затем сообщается, что система оповещения даёт мирным жителям от трёх минут до половины минуты на подготовку. На подготовку к чему? Ведь убежища заранее почти никто не строил, а в кризис цены на стройматериалы взлетают до небес.

Тем временем две бронетанковые дивизии США пытаются пробиться к Западному Берлину, но советских и гэдээровских войск больше. Тогда у президента США не остаётся другого выхода, кроме как пригрозить разрешением войскам НАТО применить тактическое ядерное оружие.

И всё заверте…

Британцы предполагали, что большинство советских ракет среднего радиуса стартуют на жидком топливе и без шахтных пусковых установок. То есть ракеты очень уязвимы, и у русских не останется выхода, кроме как использовать их на самой ранней стадии конфликта.

Далее зрители видят, как может выглядеть взрыв мегатонной боеголовки с расстояния во много миль. Часть ракет не попадёт по аэродромам, но эти боеголовки окажутся только ближе к городам.

Диктор всё тем же бесстрастным тоном информирует, с какого расстояния световая вспышка может выжечь глаза. Как именно возникает огненный шторм, случавшийся при реальных (!) бомбардировках Гамбурга, Дрездена, Токио и Хиросимы. «Внутри этого автомобиля заживо горит семья», — и пожарные, сами понёсшие огромные потери, пытаются спасти хоть кого‑то.

Медсестра с остановившимся взглядом рассказывает о тяжелейших ожогах ещё живых людей. Врачи просто не готовы к такому количеству пострадавших. Полиции выдают оружие (немыслимый для Британии случай), чтобы помочь в «сортировке» безнадёжных.

Диктор называет примерные цифры потерь и повреждений от взрыва определённого числа боеголовок. Показывает, как выглядит смерть от больших доз радиации.

Зритель видит, каким будет быт уцелевших: опять же, по реальным событиям. Часть выживших так и не отойдёт от шока, а часть спасателей не выдержит напряжённой работы. Сломавшихся расстреливают на месте. Далее — голодные бунты и их подавление.

Финальная фраза: «Количество термоядерного оружия продолжает расти».

А потом про этот случай раструбят по Би-би-си…

Руководство ВВС пришло в такой ужас, что тайно показало фильм членам правительства. Почему тайно? Потому что цензуры в Британии как бы не существовало. На дворе была эпоха, когда русских шпионов искали только что не под кроватью, а из телевизора в меру упитанные ведущие рассказывали, как перестать бояться атомную бомбу.

Фильм запретили к показу на ТВ на двадцать лет, а режиссёра выставили неумехой-параноиком. Однако The War Game всё же устроили ограниченный прокат в кино. И художественный фильм впервые получил «Оскар» как лучший документальный.

Так видели атомную войну более полувека назад. Предполагалось, что с существовавшими тогда темпами гонки вооружений ядерная война случится ещё до начала 1980-х. К счастью, эти прогнозы не сбылись, и наше поколение видит такие войны только на экранах и в симуляторах.

Надеюсь, и в будущем политики и военные окажутся столь же здравомыслящими…

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится