Свобода, равенство, братство – эти слова не были для него пустым звуком. Он искал их отголоски в жизни, он жаждал, чтобы это стало реальностью. В его жизни было всё – революции, иммиграция, тюрьмы, ссылки, успешные побеги. Не было только одного – возможности практической реализации идей, за которые он так непримиримо боролся.
Где появился на свет, и в каких условиях формировались взгляды будущего революционера Михаила Александровича Бакунина
Михаил вырос в семье просвещённого и высокообразованного барина с либеральными взглядами Александра Михайловича Бакунина. Отец женился на матери Михаила Варваре Муравьевой довольно поздно (ему на тот момент было уже сорок лет) и по большой любви. В результате их союза у Михаила Бакунина будут в родственниках и губернатор Сибири Муравьев-Амурский – деспот, чрезвычайно жёсткими методами управлявший краем, и Гродненский губернатор Муравьев-Виленский – душитель польского восстания 1863 года. 8 декабря 1825 года родственники Михаила Бакунина будут по обе стороны Сенатской площади.
Возрастал Михаил в имении отца в Прямухино (под Торжком, в Тверской губернии). Оно находилось на берегу живописной реки Осуга, его окружал роскошный парк, с аллеями, гротами и прудом. Неподалёку от усадьбы по проекту друга семьи – архитектора Николая Львова, будет выстроен прекрасный храм. Жизнь большого семейства (у Михаила было ещё пятеро братьев и четыре сестры; к слову – типаж тургеневских девушек списан именно с сестёр Бакунина) протекала на лоне природы, красотой которой любовались не только члены семейства, но и все, кто бывал в доме Бакуниных (учёные, литераторы, философы). Живопись, музыка, чтение литературы, беседы о философии, размышления о смысле жизни – всё это было здесь.
«Прямухинская гармония» – так будут позже называть этот период жизни Бакунина в семействе. Затем, в возрасте 15 лет, Михаил поступил в артиллерийское училище. В нём он учился 4 года, пока его не отчислили за конфликт с начальником учебного заведения. Бакунин прослужил один год в армии в чине прапорщика и, сославшись на слабое здоровье, вышел в отставку.
Почему Бакунин возненавидел николаевскую империю и встал на путь бунтарства и анархизма
Выросший в атмосфере свободомыслия, тонких и умных бесед, обогащающего общения с интересными людьми, знающий пять языков и выучивший ещё два (немецкий и польский) за время службы в армии, Бакунин попал в грубые и жёсткие армейские условия времён Николая I – ограниченность, муштра, телесные наказания. Ни о какой свободе мысли, к которой так привык и считал естественным состоянием любого человека Михаил Бакунин, не было и речи. Увлёкшись философией, Бакунин уехал изучать её в Германию. После восстания декабристов в России наступило время реакции, тогда как в Европе, напротив, царили революционные настроения, энергетика которых стала естественной и необходимой средой для Бакунина.
К чему привели Бакунина скитания по европейским странам: участие в Дрезденском восстании, арест, экстрадиция в Австрию, смертный приговор, возвращение на Родину
Бакунин активно включается в западноевропейское революционное движение 1848 года. Царское правительство России потребовало возвращения Бакунина. Но это не входило в планы пламенного бунтаря, тогда его заочно лишили дворянства и приговорили к каторге.
Кроме бурной революционной деятельности Бакунин выступил ярым пропагандистом идеи всеславянского союза европейских государств, свободных от монархической тирании. Русский революционер «наводил шорох» на Европу, участвовал в Пражском народном восстании, а после в «Мартовской революции» в Германии (стал одним из руководителей Дрезденского восстания, вошёл в революционный совет города).
После поражения восстания в Дрездене Бакунин оказался в тюремном заключении в Саксонии, где его приговорили к смертной казни. В 1851 году он был передан властям Австрии, которые сначала вынесли тот же приговор, а затем заменили его пожизненным заключением. В этом же году Бакунина по требованию царского правительства передали в Россию, где он находился в заключении (сначала в Петропавловской крепости, а затем – Шлиссельбургской) с 1851 по 1857 годы.
«Исповедь» «кающегося грешника». Как удалось Бакунину совершить побег из тюрьмы
Во время пребывания в Петропавловской крепости Бакунин пишет по требованию Николая I своё произведение «Исповедь». В нём Бакунин очень прямо и откровенно рассказывает царю о своих взглядах на революционное движение и славянский вопрос, пересыпая всё это верноподданническими излияниями. Но на самом деле, он в своей «Исповеди» ещё больший бунтарь, чем во всей прошлой жизни. Он сидит в крепости, прикованный цепями, потерявший здоровье, вынужденный быть бездеятельным, тогда как органичным для него является кипучая деятельность. Его вынуждают писать исповедь и каяться в его революционных делах, а вместо этого получают развёрнутый анализ состояния западного и российского обществ, ошибочного подхода к нему правительства и самого царя. Более того, Бакуниным предлагается модель того, как можно было бы поправить дело.
Русский политический деятель Александр Солженицын расценивает «Исповедь» Бакунина как «революционную хитрость» – Михаил Александрович униженно самооплёвывался перед Николаем I и тем самым избежал смертной казни. Именно в такой способ Бакунин сумел виртуозно переиграть своего «коронированного тюремщика». Реакция на «Исповедь» Николая I – перевод Бакунина в Шлиссельбургскую крепость и некоторое послабление условий содержания узника.
В 1857 году влиятельным родственникам Бакунина удалось добиться замены заключения ссылкой в Сибирь. Оттуда в 1861 году неутомимый бунтарь и анархист совершает дерзкий побег, уезжает через Японию и Америку в Лондон.
Как сложилась карьера анархиста Бакунина в эмиграции и где он провёл свои последние дни
Поселившись в английской столице, Бакунин занялся издательской («Колокол») и теоретической работой. Он выступал за уничтожение государств и за их замену федеральными объединениями, созданными по инициативе снизу (рабочими и крестьянами). В 1864 году вступил в Интернационал и стал главным оппонентом его создателя – Карла Маркса. По мнению Бакунина, германские народы – носители идеи централизованного государства, тогда как мечтой Бакунина была свободная славянская федерация. Да и диктатура пролетариата не была тем, чем Бакунину хотелось бы закончить революцию.
В 1872 году Бакунина исключили из Интернационала. Вплоть до 1874 года он пытался провести свои последние революционные акции. Но его подорванное здоровье не позволяет ему продолжить прилагать усилия такого рода. В 1876 году Михаил Александрович скончался в швейцарском Берне.