Существуют сообщества Apache в Оклахоме, Техасе и резервации в Аризоне и Нью-Мексико. Люди Apache перемещались по всей территории Соединенных Штатов и в других местах, включая городские центры. Апачские народы политически автономны, говорят на нескольких разных языках и имеют разные культуры.
Места обитания
Исторически родина апачей состояла из высоких гор, укрытых и обводненных долин, глубоких каньонов, пустынь и южных Великих равнин, включая районы, расположенные в настоящее время в восточной Аризоне, северной Мексике (Сонора и Нью-Мексико, Западный Техас и Южный Колорадо). Эти районы все вместе известны как Апачерия. Племена апачей боролись с вторгающимися испанскими и мексиканскими народами на протяжении веков. Первые набеги апачей на Сонору, по-видимому, имели место в конце 17-го века. Армия США нашла апачей жестокими воинами и умелыми стратегами.
История названия
Люди, известные сегодня как апачи, - это народ, который впервые встретился с конкистадорами испанской короны. И поэтому термин "апачи" имеет свои корни в испанском языке.
Испанцы впервые использовали термин «Apachu de Nabajo» (навахо) в 1620-х годах, имея в виду людей в регионе Чама к востоку от реки Сан-Хуан. К 1640-м годам они применили этот термин к южно-атабаскским народам от Чама на востоке до Сан-Хуан на западе. Окончательное происхождение неизвестно и потеряно для испанской истории.
Языки
Племенные группы апачей и навахо на северо-американском юго-западе говорят на родственных языках языковой семьи атабаскан. Другие, говорящие на них люди в Северной Америке, продолжают проживать на Аляске, в западной части Канады и на северо-западе Тихоокеанского побережья. Антропологические данные свидетельствуют о том, что народы апачей и навахо жили в тех же северных регионах, прежде чем мигрировать на юго-запад между 1200 и 1500 гг. н.э.
Кочевой образ жизни апачей усложняет точное датирование, прежде всего потому, что они построили менее существенные жилища, чем другие юго-западные группы. С начала 21-го века был достигнут существенный прогресс в датировании и различии их жилищ и других форм материальной культуры. Они оставили после себя более строгий набор инструментов и материальных благ, чем другие юго-западные культуры.
Атабасканские языки
Говорящая на атабасканах группа, вероятно, переехала в районы, которые были одновременно заняты или недавно покинуты другими культурами.
Другие носители языка атабаскан, возможно, в том числе южного наречия, адаптировали многие технологии и практики своих соседей в своих культурах. Таким образом, места, где могли проживать ранние южные атабасканы, трудно найти.
И еще труднее идентифицировать, как культуру южных атабаскан. Недавние успехи были сделаны в отношении в далекой южной части американского юго-запада.
История апачей
Существует несколько гипотез относительно миграции апачей. Одни утверждают, что они двинулись на юго-запад от Великих равнин. В середине 16-го века эти мобильные группы жили в палатках, охотились на бизонов и других диких животных и использовали собак, чтобы тащить повозки, загруженные их имуществом. Значительное количество людей и широкий ареал были зарегистрированы испанцами в 16-м веке. Апачи - это древний вольный народ, который давно одомашнил собак.
Испанцы описали равнинных собак как очень белых, с черными пятнами и «не намного больше, чем водяные спаниели». Равнинные собаки были немного меньше, чем те, которые использовались для перевозки грузов современными инуитами и северными коренными народами в Канаде. Недавние эксперименты показывают, что эти собаки могли тянуть грузы до 50 фунтов (20 кг) в длительных поездках со скоростью до двух или трех миль в час (от 3 до 5 км/ч). Теория миграции на равнинах связывает народность апачей с культурой реки Мрачных - археологической культурой, известной, прежде всего, по керамике и остаткам дома, датированными 1675–1725 гг., которые были раскопаны в Небраске, восточном Колорадо и западном Канзасе.
16 век
В 1540 году Коронадо сообщил, что современная территория западных апачей была необитаемой, хотя некоторые ученые утверждали, что он просто не видел американских индейцев. Другие испанские исследователи впервые упоминают «керехос», живущих к западу от Рио-Гранде в 1580-х годах. Для некоторых историков это означает, что апачи переселились на свою нынешнюю юго-западную родину в конце 16 и начале 17 веков.
Другие историки отмечают, что Коронадо сообщил, что женщины и дети Пуэбло часто были эвакуированы, когда его группа напала на их жилища, и что он увидел, что некоторые жилища были недавно заброшены, когда он двигался вверх по Рио-Гранде. Это может указывать на то, что полукочевой южный Атабаскан заранее предупреждал о своем враждебном подходе и уклонялся от встречи с испанцами. Археологи находят достаточно свидетельств раннего присутствия протоапачей в юго-западной горной зоне в 15 веке и, возможно, раньше. Присутствие апачей на равнинах и в гористом юго-западе указывает на то, что люди прошли несколько ранних миграционных маршрутов. Апачи - это народ, прекрасно приспособленный к выживанию.
Отношения с испанцами
В общем, недавно прибывшие испанские колонисты, которые поселились в деревнях, и группы апачей разработали модель взаимодействия в течение нескольких столетий. Оба совершали набеги и торговали друг с другом. Записи периода, кажется, указывают, что отношения зависели от определенных деревень и определенных групп, которые были связаны друг с другом. Например, одна группа может дружить с одной деревней и совершать набеги на другую. Когда случится война, испанцы отправят войска; после битвы обе стороны "подписали бы договор", и обе стороны пошли бы домой.
Участие в войнах
Когда в 1846 году Соединенные Штаты начали войну против Мексики, многие группы апачей пообещали американским солдатам безопасный проход через их земли. Когда в 1846 году США захватили бывшие территории Мексики, Mangas Coloradas подписал мирный договор с нацией, считая их завоевателями мексиканской земли. Непростой мир между индейцам и новыми гражданами Соединенных Штатов держался до 1850-х годов. Приток золотодобытчиков в горы Санта-Рита привел к конфликту с апачами. Этот период иногда называют Войнами апачи.
Резервации
Концепция резервирования в Соединенных Штатах ранее не использовалась испанцами, мексиканцами или другими соседями Apache. Резервации часто плохо управлялись, и группы, у которых не было родственных отношений, были вынуждены жить вместе. Не было никаких заборов, чтобы держать людей внутри или снаружи. Группе нередко давали разрешение уйти на короткий период времени. В других случаях группа уходила без разрешения, совершала набеги, возвращалась на родину, чтобы добыть корм или просто уйти. У военных обычно были форты поблизости. Их работа заключалась в том, чтобы держать различные группы в резервациях, находя и возвращая тех, кто уехал. Политика резервирования в Соединенных Штатах породила конфликт и войну с различными группами Apache, которые покинули резервации еще на четверть века.
Депортация
В 1875 году военные США вынудили вывезти приблизительно 1500 апачей Явапай и Дилже'е (более известных как Тоно Апач) из Индейского заповедника в Рио-Верде и нескольких тысяч акров договорных земель, обещанных им правительством Соединенных Штатов. По приказу индейского комиссара Л.Е. Дадли, военнослужащие армии США заставили людей, молодых и старых, пройти через затопленные зимой реки, горные перевалы и узкие тропы каньона.
Они должны были добраться до индийского агентства в Сан-Карлосе, расположенном в 180 милях (290 км). Поход привел к гибели нескольких сотен человек. Люди находились там в интернировании 25 лет, пока белые поселенцы захватывали их землю. Только несколько сотен вернулись на свои земли. В резервации Сан-Карлос солдаты Буффало из 9-го кавалерийского полка - заменив 8-й кавалерийский полк, находившийся в Техасе, - охраняли апачей в 1875-1881 годах.
Война за свободу
Начиная с 1879 года, восстание индейцев против системы резерваций привело к "войне Викторио" между группой пресловутого вождя Викторио и 9-й кавалерией. Викторио вошел в историю едва ли не наравне с вождем апачей Виннету.
Большинство историй Соединенных Штатов об этой эпохе сообщают, что окончательное поражение группы апачей произошло, когда 5 000 американских солдат вынудили группу Джеронимо из 30-50 мужчин, женщин и детей сдаться 4 сентября 1886 года в Скелет-Каньоне, Аризона.
25 Армия отправила эту группу и разведчиков Чирикауа, которые выследили их, в военный изолятор во Флориде в Форт-Пиккенс, а затем в Форт Силл, Оклахома.
Многие книги были написаны по истории охоты и отлова в конце 19 века. Многие из этих историй связаны с набегами апачей и провалом соглашений с американцами и мексиканцами. В послевоенную эпоху правительство США организовало изъятие детей апачей из их семей для усыновления белыми американцами в программах ассимиляции.