Все грани творчества Коломана Мозера: как австрийский художник-график XIX века оказался у истоков современного дизайна
1,014
просмотров
Он скрывал от родителей любовь к живописи, учил детей эрцгерцога и оказался во главе нескольких объединений, повлиявших на современный дизайн… Коломан Мозер – пожалуй, ключевая фигура австрийского искусства начала XX века. Живописец и график, иллюстратор и дизайнер, в наши дни он считается одним из наиболее значимых представителей австрийской ветви стиля модерн.
Работы Коло Мозера.
Иллюстрации Коломана Мозера.

Коломан, или Коло, Мозер родился в 1869 году в Вене. Отец художника был директором гимназии и мечтал, что сын станет человеком солидным и обеспеченным. Конечно же, Коло прямой путь в коммерсанты! Так и вышло, что шестнадцатилетний Мозер отправился поступать в Академию изобразительных искусств тайком от родителей. «Пришел, увидел, поступил», - так мог бы описать Мозер свое появление в Академии.

Фриз Мозера.

Отец смирился с его выбором, но поддерживал сына всего пару лет. В 1888 году он скончался, и его смерть была бы меньшей трагедией, если бы Коломан не был вынужден теперь искать источник финансирования самостоятельно.

Живопись Коломана Мозера.

Что же умел сын директора гимназии лучше всего? Конечно же, рисовать! Это и стало для него средством добыть деньги на пропитание и дальнейшее обучение. Так он начинает делать иллюстрации для художественных журналов – в дальнейшем именно это занятие принесет ему славу. Первыми заказчиками Мозера были журналы мод и юмористические еженедельники. Кстати, в дальнейшем ему доводилось и самому разрабатывать эскизы элегантных женских нарядов.

Иллюстрации Коломана Мозера.
Иллюстрации Коломана Мозера.

Один из его учителей рекомендовал одаренного юношу в качестве учителя рисования эрцгерцогу Карлу Людвигу, и целый год Мозер посещал его детей в замке Вартхольц, преподавая основы живописи и рисунка. В то же самое время – шел 1892 год – он не прекращал учиться и примкнул к художественному объединению Зибенер-Клуб, ставшего «песочницей» для большинства представителей Венсого Сецессиона.

Здание Венского Сецессиона, архитектор Йозеф Ольбрих.
Слева - декор Коломана Мозера, здание Венского Сецессиона.

Спустя пять лет Коломан Мозер пополнил ряды тех художников, кто остро переживал кризис академического и декоративно-прикладного искусства Австрии.

Иллюстрация и эскиз Коломана Мозера.
Работа Коломана Мозера.
Работы Коломана Мозера в церкви Стейнхоф.

Рождение нового стиля во многом стало возможно благодаря архитектору и педагогу Отто Вагнеру, в своих мастерских выпестовавшего целое поколение творцов венского модерна. В отличие от мастеров бельгийского и французского ар нуво, пластичного и текучего, австрийцы предпочитали жесткие, структурированные, тяготеющие к квадрату формы, приветствовали промышленную революцию с ее новыми знаниями, технологиями и материалами.

Декоративные панели в стиле венского сецессиона.
Декоративные панели в стиле венского сецессиона.

В то же самое время молодые участники венского Дома художников, недовольные диктатом академизма с его набившими оскомину историческими темами, объединяются в группу, которую называют Сецессионом, что означает – раскол.

Графика Коломана Мозера.

Последней каплей, заставившей молодых австрийцев ощутить себя вовсе не «впереди планеты всей», стала выставка представителей Школы Глазго, особенно работы Маргарет Макдональд и Чарльза Макинтоша с их синтетическими решениями, навеянными кельтским ренессансом и искусством Японии. Перед венскими художниками открылся новый мир, плодами которого они не преминули воспользоваться.

Работы Мозера.
Работы Коломана Мозера.

В юности Мозер тяготел к импрессионизму, затем – сезаннизму, но графичность работ Макдональд и сухость пластики швейцарского живописца Фердинанда Ходлера определили его дальнейший художественный язык.

Здесь заметно подражание Ходлеру.
Живопись Коломана Мозера.

Во главе Венского Сецессиона встал художник Густав Климт, но Коломан Мозер оказался в числе его основателей и активных деятелей. Объединение занималось не только проектированием построек, мебели и предметов быта, но и выпускало журнал Ver Sacrum – «Весна священная».

Наброски для иллюстраций журнала Ver Sacrum.
Ранние иллюстрации в Ver Sacrum.
Иллюстрации Коломана Мозера.

Для этого журнала Мозер создает полторы сотни графических работ, начиная с еще вполне академичных гравюр и заканчивая стилизованными, геометризованными изображениями, где человеческие лица в жестком ритме превращаются в паттерны, волосы дев образуют строгие рамы, а профили становятся все более суровыми, словно у древних нордических богинь.

Иллюстрации Коломана Мозера.
Иллюстрации Коломана Мозера.
Иллюстрации Коломана Мозера.

Мозер в годы существования Сецессиона много путешествует, посещая музеи и выставки, общаясь с коллегами по цеху и перенимая опыт. Он занимается проектированием мебели, в том числе и для собственного ателье.

Иллюстрации с элементами паттерна.
Паттерн, разработанный Мозером.
Паттерн, разработанный Мозером.

В 1902 году он все же исполняет мечту своего отца и организует, в соратничестве с дизайнером Йозефом Хоффманом и предпринимателем Фрицем Верндорфером, собственное предприятие – Венские мастерские.

Мебель в квадратном стиле.
Мебель в квадратном стиле.

Венские мастерские представляют собой союз художников, ремесленников и промышленников, направленный на создание эстетичных и высококачественных предметов быта. Мозер и Хоффман выполняют на предприятии роль консультантов по художественно-эстетическим свойствам предметов и сами выполняют множество эскизов – мебель, ткани, ювелирные изделия, игрушки…

Кресло, разработанное Мозером.
Предметы быта, разработанные Мозером.

Девизом мастерских было «Лучше десять дней работать над одной вещью, чем делать десять вещей за один день» - поэтому и стоимость, и качество их изделий были очень высоки.

В 1905 году в жизни Коломана Мозера случилось счастливое событие – он обрел семью и дом, где жил до самой смерти. Его избранницей стала Дита Маутнер – дочь австрийского промышленника, с разницей в три года родились сыновья – Карл и Дитрих.

Иллюстрации Коломана Мозера.

Теперь Мозер чувствовал себя гораздо более независимым – в том числе и финансово. К этому времени идеи Венских мастерских для Мозера уже изжили себя, накопились разногласия с коллегами, поэтому он порвал с предприятием и решил посвятить себя живописи.

Иллюстрация Коломана Мозера.

Впрочем, и как промышленный дизайнер он продолжал работать – квартира, где он поселился с женой, была обставлена созданной им мебелью – строгой, геометричной, с подчеркнутыми свойствами материала, все по заветам «квадратного стиля».

Иллюстрации Коломана Мозера.

Расставание с Сецессионом как группой и выход из Венских мастерских не означали разрыва с друзьями бурной молодости. Мозер активно принимал участие в выставках, организованных представителями Сецессиона. Мозер создавал костюмы и декорации для театра, рисовал почтовые марки и открытки и стал автором проекта новой 100-кроновой купюры.

Иллюстрация Коломана Мозера.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится