menu
AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!
Януш Корчак: человек, который пошел на смерть ради детей
443
просмотров
В августе 1942 года в немецком лагере уничтожения Треблинка нацисты убили Януша Корчака, разделившего судьбу воспитанников своего детского дома. Чем был знаменит этот человек и почему обстоятельства его смерти обросли легендами — в нашем материале.

Первого июня в мире отмечается международный день защиты детей, призванный привлечь внимание к соблюдению прав детей на свободу мнения, образования, защиты от насилия и права на жизнь. Фундаментальным документом, определяющим права и свободы детей, является Конвенция о правах ребёнка, принятая ООН в 1989 году. Ведущую роль в разработке положений этой конвенции сыграли идеи, которые выдвинул и сформулировал в своих научных работах по педагогике Януш Корчак — польский врач-педиатр, детский писатель и педагог.

Врач и педагог

Настоящее имя Корчака — Эрш Хенрик Гольдшмидт. Ян Корчак — это авторский псевдоним, взятый им в далёкой юности. Впоследствии он использовал его для своих научных и художественных книг, получивших мировую известность ещё при жизни автора.

Януш Корчак с подопечными

Изначально Януш Корчак посвятил себя медицине: в 1898 году он поступил на медицинский факультет Варшавского университета. К слову, в роли военного медика Януш принял участие в трёх войнах: русско-японской, Первой мировой и советско-польской. С 1904 года он работал детским врачом в больнице для детей из бедных семей. Практически все пациенты доктора происходили из социально неблагополучных слоёв общества, и наблюдения за их жизнью заставили Корчака пересмотреть своё призвание. Он принял решение оставить медицину и посвятить себя педагогической деятельности, поскольку «педагог в большей степени может изменить этот мир».

Корчак начал осуществлять свою мечту — создать независимый детский дом, в котором он мог бы на практике применить вынашиваемые им принципы воспитания детей. В 1912 году, благодаря стараниям благотворительного общества «Помощь сиротам», членом правления которого был Корчак, удалось открыть приют «Дом сирот», построенный на пожертвования состоятельных варшавских евреев, промышленников и филантропов. Большинство воспитанников приюта были сиротами или детьми из неблагополучных семей, подобранными прямо с улиц Варшавы.

Приют был организован в соответствии с видением Корчака и представлял собой детскую республику со своими парламентом, газетой и конституцией. Одним из главных принципов педагогической деятельности Корчака стало то, что педагогика является наукой о человеке, а не о ребёнке.

«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Корчак, «Как любить ребёнка: Интернат».

Наиболее шокирующим для современников стал отказ Корчака от применения телесных наказаний в отношении воспитанников детского дома. С учётом «испорченности» контингента этот принцип вызывал искреннее недоумение у коллег по воспитательной деятельности. В свою бытность военным медиком в Маньчжурии Корчак выкупил у одного китайского учителя палки для наказаний учеников — в «Доме сирот» их использовали как биты для игры в лапту.

Януш Корчак с воспитанниками в 1920-х

Помимо работы в детском доме Корчак активно занимался писательской и просветительской деятельностью. Из-под его пера вышла знаменитая тетралогия книг «О воспитании детей», неофициально объединённая под названием «Как любить ребёнка». Кроме книг по педагогике, Корчак писал и книги для детей, где в форме сказок готовил своих маленьких читателей к реальной жизни. Все они были переведены на несколько языков и получили широкую международную известность.

Надо сказать, книги про короля Матиуша Первого актуальны и сегодня, и, прямо скажем, их очень полезно прочитать взрослому человеку.

Иллюстрация к книге сказок про короля Матиуша

В 1926 году Корчак создал уникальное явление мирового масштаба: журнал «Малое обозрение», еженедельное приложение к популярной варшавской газете. «Малое обозрение» выпускали и редактировали дети, авторами статей также были маленькие корреспонденты: в первые десять лет работы журнала в редакцию приходило в среднем четыре тысячи писем в год. У журнала было около трёх тысяч постоянных авторов.

«Самыми ценными были письма, в которых кто-то пишет то, чего он не может сказать родителям или в школе. То, о чём дети говорят между собой, а сейчас имеют возможность сказать открыто, без стыда или страха, что их засмеют».

Последний вышедший номер «Малого обозрения»

Под немецкой оккупацией

В 1939 году вспыхнула Вторая мировая война, и Польша превратилась в генерал-губернаторство рейха. В соответствии с проводимой немцами на оккупированных территориях расовой политикой в Варшаве началось строительство изолированной территории для проживания еврейского населения столицы Польши и её окрестностей — Варшавского гетто.

Сразу стоит отметить, что Януш Корчак не имел возможности выбора — следовать за своими воспитанниками в гетто или остаться за его пределами. Будучи евреем, он подлежал переселению в гетто, однако попав туда, он не снял с себя обязанностей по руководству детским домом. Корчак использовал свой авторитет и возможности на благо воспитанников, пытаясь обеспечить им пропитание, тёплую одежду и медикаменты. В «Доме сирот» всё так же ставились спектакли и проводились занятия.

Более того, за несколько месяцев до смерти, 9 февраля 1942 года, Корчак подал прошение назначить его воспитателем в Главный приют, куда попадали дети из гетто, лишившиеся родителей. Это место было овеяно чёрной славой — там процветало воровство, смертность в приюте была ужасающей, но Корчак не оставлял желания это исправить. В абсолютно беспросветном положении он стремился сделать всё, что только мог, для облегчения участи детей.

Памятник Корчаку и его воспитанникам

Достоверный факт: члены польского Сопротивления, узнав о намерении немцев провести чистку Варшавского гетто, дважды предлагали Корчаку бежать по поддельным документам — но всякий раз получали отказ.

Гибель Корчака — мифы и реальность

В 1942 году на Ванзейской конференции нацисты приняли «окончательное решение еврейского вопроса». Согласно плану «Рейнхард», еврейское население генерал-губернаторства Польши следовало поголовно уничтожить в лагерях смерти.

Пятого августа 1942 года все обитатели «Дома сирот» получили распоряжение прибыть на Умшлагплац — пункт депортации в немецкий лагерь уничтожения Треблинка. Есть множество свидетельств очевидцев, которые описывали, как процессия детей во главе с Корчаком следовала на вокзал. В последний путь своих воспитанников сопровождали 12 сотрудников приюта, включая Стефанию Вильчинскую — верную сподвижницу Корчака, которая работала с ним бок о бок с момента открытия «Дома сирот» в 1912 году.

После четырёхчасового ожидания обречённых на смерть людей погрузили в товарные вагоны. По свидетельству Н. Рембы, наблюдавшего за отправкой составов, Ян Корчак до последнего момента ободрял и поддерживал детей.

Пункт депортации «Умшлагплац»

Сразу же после того, как детей с воспитателем увезли в Треблинку, поэт гетто Владислав Шленгель под впечатлением от увиденного написал стихотворение, посвящённое самопожертвованию Корчака. Именно из этого художественного произведения происходит миф о том, что немцы якобы предлагали известному педагогу остаться в Варшаве, предоставив детей своей судьбе.

Воспитанников и персонал детского дома нацисты убили в Треблинке в августе 1942, точная дата смерти и место захоронения так и не установлены.

Величайшим достижением и заслугой Януша Корчака стали даже не его книги, а то, что он жил и работал в соответствии со своими принципами. Корчак не мог допустить мысли о том, чтобы сбежать из гетто: необходимость оставаться до конца со своими воспитанниками была основой его жизненной позиции, определившей столь трагическую, но великую судьбу.

Понравился материал? Вы можете поблагодарить автора! Поделитесь этой статьей со своими друзьями.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится