Никто не мог и подумать, что расшифровать древние майанские иероглифы сможет молчаливый русский ученый — интроверт, едкий шутник и почитатель Конан Дойля! Долгие годы Юрий Кнорозов был невыездным и не мог даже увидеть легендарные пирамиды майя, затерянные в джунглях Центральной Америки. Как же ему удалось понять их письмо? И кем был этот человек?
Понятие, слог, звук
Чтобы дешифровать иероглифы Майя, сначала нужно было понять систему чтения текстов. Выявить сколько всего знаков находится в постоянном употреблении и как они соединены. Или это идеографическое письмо, как в Китае (знаков больше 5000), когда символ передаёт понятие, или это слогове письмо (как в Индии), когда знак обозначает слог, или же это фонетическое письмо (как в руском языке). Кнорозов пересчитал все знаки, и выявил, так называемый репертуар, т.е. каким количеством знаков пользовались Майя, чтобы написать свои рукописи. Их оказалось около 350. Это значило, что система чтения текстов точно не китайская или японская, и это какой-то вариант индийского слогового соединения.
Но это уже итоги, а как же произошло это открытие?
Цивилизация индейцев майя просуществовала несколько тысячелетий, оставив после себя множество «мертвых городов» и памятников культуры на полуострове Юкатан, исчезнув с лица Земли примерно в девятом веке нашей эры, когда большинство городов-государств майя были покинуты их жителями. До наших дней не дошел почти ни один письменный памятник этой цивилизации, которые некогда исчислялись тысячами, - большинство из них погибли в эпоху колонизации, когда по приказу католических священников испанцы сжигали книги майя без разбору, и сейчас, насколько известно, их осталось всего четыре.
Тупик майянистики
Чтобы лучше понять вклад Юрия Кнорозова в майянистику, надо хотя бы кратко рассказать, что в этой области происходило до него.
Исследование цивилизации майя начинается в конце XVIII века. В джунглях Мезоамерики (на территории этого региона расположены частично или полностью Мексика, Белиз, Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рика) находят города, оставленные древней цивилизацией. Из-за влажного и теплого тропического климата, а также действий католических священников до нас дошли только четыре «книги» древних майя, которые называют «кодексами». Но на стенах зданий и каменных стелах исследователи обнаружили множество текстов, написанных непонятными иероглифами.
Письменность Древнего Египта в то время специалисты уже умели хорошо читать, но иероглифы майя оказались значительно более крепким орешком. Ученым удалось расшифровать календарь майя и понять, что они очень хорошо знали астрономию. Но что написано в их текстах — никто так и не понял, несмотря на все попытки.
К середине XX века майянистика оказывается в тупике. Наибольших успехов достигли американские исследователи, но с современной точки зрения их тогдашние представления о майя были очень искаженными.
Самый авторитетный американский майянист Эрик Томпсон в 1950 году издает 500-страничный фундаментальный труд по иероглифике майя. Примерно на 90% он посвящен календарю и астрономии майя, которые исследователь разбирает в мельчайших деталях. Но письменность майя так и остается почти полной загадкой.
Немецкий майянист Пауль Шельхас вообще пришел к выводу, что иероглифы майя расшифровать невозможно. И он не был одинок в своем убеждении.
Никому не известный молодой исследователь Кнорозов, который до этого изучал шаманские практики в Средней Азии, берется за эту задачу и в 1952 году издает статью «Древняя письменность Центральной Америки». Дальнейшее развитие майянистики доказало, что в ней Кнорозов действительно предложил правильный ключ для расшифровки письменности майя.
Иными словами, он вывел майянистику из того самого тупика.
Трактат епископа
В середине 20 века случайно находят тратат испанский трактат середины 16 века «Сообщение о делах в Юкатане». Он написан вторым епископом Юкатана Диего де Ланда Кальдероном, который до сих пор остается одним из крайне противоречивых исторических деятелей. С помощью образованных представителей знатных племен майя Де Ланда сумел сопоставить майяские иероглифы и испанские буквы. Он не знал, что письменность майя была не алфавитной, а логосиллабической. Помогавшие ему индейцы в некоторых случаях записывали не произношение испанских букв, а их название. Всего Де Ланда записал 27 знаков, которые, по его мнению, соответствовали буквам испанского алфавита, плюс 3 знака в примерах написания слов.
Работа Кнорозова по дешифровке письменности Майя выходят в 1952 году. А началось все с Ленинской библиотеки, где студент Юрий Кнорозов, как и многие студенты истфака, разбирая книги вывезенные из Германии, находит два редких тома – «Кодексы майя», изданные в Гватемале, и «Сообщение о делах в Юкатане» испанского епископа Диего де Ланды. Эти фолианты стали для Кнорозова основой в расшифровке оригинальных рукописей майя, доступ к ним он получил в той же библиотеке.
Начав свои исследования с сохраненного гватемальского «Кодекса майя», Кнорозов составил каталог иероглифов и установил фонетическое звучание некоторых из них.
Докторская за 3 минуты
29 марта 1955 года Юрий Кнорозов защитил диссертацию на тему «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды как этно-исторический источник». Доклад ученого длился всего 3,5 минуты. На следующий день защита стала легендой. 33-летнему Юрию Кнорозову на ученом совете присвоили звание не кандидата, а сразу доктора исторических наук, чего в гуманитарных науках практически не случается.
С тех пор история дешифровки древних систем письма разделилась между двумя именами: Шампольона, французского египтолога, который расшифровал древнеегипетские иероглифы, и Кнорозова, который смог прочесть и создать систему расшифровки письмен майя. Но если у Шампольона, кроме как иероглифами, имелся тот же текст еще и на древнегреческим диалекте койне (которое было прочесть довольно легко), то у Кнорозова не было ничего. Ни одного текста для сравнения и очень мало памятников самих майя.
В 2012 году в мексиканском городе Канкун, что на полуострове Юкатан, установили первый памятник Юрию Кнорозову, а в марте 2018 – в Мериде, столице Юкатана – второй. Монумент стоит рядом с Большим музеем мира майя, его автор – скульптор Рейнальдо Болио Суарес. На трехметровом памятнике изображен Юрий Кнорозов с любимой кошкой Асей на руках.