При этом Наталья Панова не была актрисой – она была известна как художник по костюмам киностудии им. М. Горького и одна из первых красавиц 1960-х гг., которую бы сейчас назвали «светской львицей». Она вращалась в кругу творческой богемы, ее считали первой любовью Владимира Высоцкого и одной из самых загадочных фигур того времени.
Информации о Наталье Пановой так мало, что в официальных биографиях не указываются даже основные даты ее жизни. Не сохранилось никаких сведений ни о том, когда она появилась на свет, ни о ее семье, ни о последних годах. Основным источником стали воспоминания современников, которые называли ее талантливейшим художником по костюмам и невероятно яркой и харизматичной красавицей, в чем могли убедиться и зрители по ее единственной роли в кино.
В фильме «Дело «пестрых», который позже называли одним из лучших советских детективов, режиссер Николай Досталь собрал блестящий актерский состав. На роли были утверждены как признанные звезды кино того времени – Всеволод Сафонов, Евгений Матвеев, Андрей Абрикосов, Алексей Грибов – так и малоизвестные начинающие актеры, которые в будущем стали кумирами миллионов зрителей, – 23-хлетний Олег Табаков, до этого снявшийся только в одном фильме, 24-хлетняя Наталья Фатеева, чья кинокарьера началась 2 года назад, 35-летний Михаил Пуговкин, появлявшийся на экранах еще с 1940 г., но при этом еще очень далекий от пика своей популярности. Не потеряться на фоне такого количества ярких артистов было крайне сложно, тем более для непрофессиональной актрисы. Однако Наталье Пановой это удалось. По мнению критиков и зрителей, она ни в чем не уступала даже блистательной кинодиве Наталье Фатеевой.
Почему роль Зойки – официантки кафе «Ласточка», сестры «медвежатника» Сафрона, персонажа Михаила Пуговкина, – досталась художнице по костюмам, неизвестно. Возможно, решающим фактором в выборе режиссера стала ее эффектная внешность. Но на экранах Наталья Панова в образе надменной красавицы с сомнительными связями выглядела так убедительно, что никто из зрителей и подумать не мог, что на съемочной площадке она оказалась впервые.
Несмотря на то, что эта роль была второстепенной, на молодую актрису обратили внимание. После этого успеха Панова могла бы получить актерское образование и продолжить снимать в кино, но выбрала для себя другой путь и ничуть не жалела о несостоявшейся актерской карьере. В 1960-х – 1970-х гг. она стала ведущим художником по костюмам киностудии им. М. Горького, о профессионализме которой можно судить по фильмам «Прощайте, голуби!», «Три плюс два», «Верьте мне, люди», «Пароль не нужен», «Птицы над городом» и др.
Для широкой публики Наталья Панова навсегда осталась загадкой – на экранах она больше не появлялась, о себе никогда не рассказывала, воспоминаний не оставила. Ее хорошо знали только в узком кругу богемы 1960-х гг. Она вращалась в кругу золотой молодежи, была замужем за сыном академика, дружила с артистами и дипломатами, в Москве ее знали как одну из первых красавиц и любительницу развлечений. Но самой большой загадкой стала ее роль в судьбе Владимира Высоцкого.
Некоторые исследователи жизни и творчества поэта называют ее первой любовью Высоцкого. Их роман случился, когда он был студентом Школы-студии МХАТ. Об этом говорил друг поэта, Аркадий Свидерский. В молодости Высоцкий жил в Большом Каретном переулке, там же они часто собирались с компанией у его друга Левона Кочаряна. Его жена Инна называла Наталью Панову «большой Володиной любовью» и говорила, что он зашифровал ее фамилию в песне «Большой Каретный»: в строке «Все теперь по-новой там, верь не верь» можно было услышать «Все теперь Пановой там, верь не верь».
Дочь актрисы Татьяны Окуневской Инга вспоминала: «От Левы Кочаряна я слышала, что у Володи был роман с Наташей Пановой, которую я, кстати, хорошо знала. Внешне она была очень похожа на Марину Влади – абсолютно один и тот же тип: высокая стройная блондинка славянского типа, – голубоглазая, круглолицая». Сам Высоцкий о своей первой любви никогда не рассказывал, поэтому все эти свидетельства остаются на уровне предположений.
Поклонников у Пановой всегда было очень много, что доставляло Высоцкому немало переживаний. По свидетельству Инны Кочарян, неверность красавицы и стала причиной их расставания: «Шалая была девка… Красивая… Как-то мы сидим дома, а ее нет и нет. Ну, Володя уже знал, где Наташа может быть, и пошел туда. А она – с двумя грузинами. Он спокойно взял графин со стола и как грохнет о стену! И всё – как отрезал».
Дальнейшая судьба Натальи Пановой окутана тайной. Известно только то, что до конца 1970-х гг. она продолжала работать художником по костюмам киностудии им. М. Горького. По каким причинам она оттуда ушла и чем занималась после – неизвестно. По свидетельству некоторых современников, она еще в молодости много пила, что в будущем стало серьезной проблемой. Впрочем, это лишь догадки. Одна из самых красивых женщин СССР 1960-х гг. как будто исчезла без следа и так и не раскрыла своей тайны…