Сервиз «Эгоист» — наиболее известное изделие Дома Одио
Сервиз включает чайник, кофейник, сливочник, сахарницу, чашку с блюдцем, восьмиугольный поднос и кувшин для мытья рук. Набор «Эгоист» относится к концу XVIII–началу XIX века и служит классическим примером изделия в стиле «ампир». В списках Кремлёвских коллекций сет появился в 1925 году.
Роскошный набор выполнен из позолоченного серебра. В относительно небольших составляющих сервиза сочетаются восхитительный блеск позолоченных поверхностей с утончённой рельефной резьбой.
Основание и нижняя часть кофейника, чайника и молочника украшены узором из листьев лотоса, которые образуют две зеркальные розетки. Данная декоративная техника – отличительная черта Дома Одио. Элементы расположены на подносе со змееобразными ручками на ножках в виде львиных лап. Ажурная окантовка подноса с изображениями крылатых грифонов дополняет элегантный декор и чёткие формы сервиза.
Подобные предметы редко, но всё же можно найти в зарубежных экспозициях. В 2002 году аукционный Дом Кристи выставлял схожий с Кремлёвским восьмигранный поднос, который отличался фризом.
Стоит отметить, что центр подноса Дома Кристи увенчивает герб Наполеона I как короля Италии.
Основание и становление ювелирного дома Odiot
Ювелирный Дом Одио во Франции был основан в 1690 году, в эпоху правления «короля-солнца» Людовика XIV. Под покровительством королевской семьи он быстро получил титул самого престижного производителя изделий из серебра и золота.
В начале XVIII столетия клиентскую базу Одио пополнили президент США Томас Джефферсон, король Баварии Максимилиан I Иосиф, а также русская знать. Свои лучшие времена детище Жана-Батиста Клода Одио переживало во времена правления императора Наполеона I, когда мастер стал придворным ювелиром Бонапарта.
После того как в мае 1804 года Франция объявила себя империей, Наполеон ввёл звание маршала, упразднённое во время революции. Первым из четырнадцати генералов, которые были удостоены жезла маршала, был Луи-Александр Бертье – близкий соратник Наполеона Бонапарта.
Подарок Наполеона для супруги маршала Бертье
С ранних лет Луи-Александр составлял карты и служил штабным офицером. В 1796 году у Бертье завязались близкие товарищеские отношения с Наполеоном: он стал его неизменной правой рукой, позже занял должность военного министра, в 1807 году Наполеон назначил сподвижника начальником Главного штаба, а с 1809 года Бертье носил титул князя де Ваграм.
Несмотря на благосклонность своего благодетеля, в апреле 1814 года Бертье стал одним из первых, кто предал Наполеона и присягнул на верность Бурбонам. Обстоятельства смерти Бертье крайне неоднозначны: в июне 1815 года он выпал из окна и разбился.
В 1808 году Наполеон настоял на женитьбе пятидесятилетнего Бертье. Этот шаг императора был достаточно прагматическим: он решил наладить отношения с древними правящими семьями Европы.
Бертье согласился жениться на кандидатке, предложенной Наполеоном, принцессе Мари-Элизабет Баварской, дочери герцога Баварского, брата короля Пруссии. В марте 1808 года состоялась пышная свадьба. Сервиз «Эгоист» был преподнесён Бонапартом в качестве свадебного подарка новоиспеченной супруге своего протеже.
Этот элегантный презент являлся своеобразной данью моде, ведь в те времена любовь к чаю и кофе незаметно вытесняла диковинный ранее шоколад. По этикету дарить в подарок чайный или кофейный набор было не комильфо даже супруге близкого товарища. Шоколадные же сервизы имели иной статус, и в виде презента постороннему человеку не нарушали правила хорошего тона.
Чем примечателен сервиз «Эгоист»
В реестре Оружейной палаты Кремля от 1925 года сервиз значится как чайный. Позже вид набора исправили на шоколадный. До 1911 года он находился в коллекции монсеньора Гастона Сорте.
Вполне возможно, что этот сервис был создан именно для шоколадной церемонии. Металлическая чашка имеет широкий раструб, в которой быстро остывает густой жирный напиток вроде шоколада.
Если чашка с блюдцем и сахарница непосредственно являются первоначальными элементами шоколадного сервиза (1798-1809 гг.), то кофейник, чайник и поднос датируются 1809-1819 гг.
Сет состоит из предметов, изготовленных в разный период, но на каждом из них имеется клеймо Одио. Декор каждого изделия отличается. Кофейник, сливочник, заварочный чайник и сахарница украшены накладным оформлением в виде лиры. Сахарница и кофейник имеют крышки в форме бутонов, а чайник – деревянный пиал. Чёрные деревянные ручки кофейника и молочника круглые в сечении, а ручка чайника имеет слегка приплюснутые стороны и заканчивается цветочной розеткой с пальметтами. Литая голова барана соединяет ручку с корпусом чашки, который украшен головами Психеи и Медузы Горгоны.
Бонапарт не случайно выбрал мастера для столь изысканного сервиса, который предназначался для одного из своих доверенных лиц. В 1804 году именно Дом Одио изготовил новые регалии для коронации Наполеона I.
Необычные странствия легендарного сервиза
Наполеон был баснословно щедр к своим соратникам, он благодарил их за службу и преданность самыми дорогими подарками. И такой чести удостаивался не один Бертье.
Премьер-министр Бонапарта, Хьюго-Бернар Маре, также получил в подарок чайный сервиз работы Дома Одио. В 1809 году Маре был титулован в герцога Бассано. Возможно, что император преподнес эти два сервиза своим сподвижникам примерно в одно и то же время, то есть в декабре 1809 года, после победы при Ваграме.
Сервиз Бертье был передан его внучке маркизе де Тюренн в качестве приданого невесты. Об этом свидетельствует гравировка на обратной стороне подноса: «Принадлежит маркизе де Тюренн». Спустя 100 лет сервиз и кувшин для мытья рук поступили в Оружейную палату из коллекции П. И. Харитоненко, промышленника и мецената.
Судьба таких произведений, как сервиз «Эгоист», порой вызывает неподдельное удивление. Подаренный жене маршала Бертье Наполеоном, отдавшим приказ взорвать памятники Кремля и разграбить святыни России, этот подарок сегодня выставлен в Московской Оружейной палате.
Часто за музейными экспонатами стоят невероятные тайны, но истории самих музеев тоже не уступают своему наполнению. Так, каждый должен знать, какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства.