«Завтрак аристократа» Павла Федотова в деталях
520
просмотров
Если бы Павел Федотов стал журналистом, то писал бы фельетоны. Было у него в характере этакое стремление посмеяться над «отдельными недостатками». Однако ему вручили бриллиантовый перстень за картину, и тогда Федотов решил, что его призвание — быть художником.

Федотов часто искал сюжеты для картин, листая журналы. На создание «Завтрака аристократа» живописца, как доказал искусствовед Николай Харджиев, вдохновил фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху», напечатанный в 1848 году в разделе «Моды» журнала «Современник». «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать», — рассуждал о столичных франтах устами героя анонимный автор фельетона (им был молодой писатель Иван Гончаров). Более того, сообщал тот же персонаж, целые семьи озабочены только тем, чтобы роскошно выглядеть на людях, — и задавал провокационный вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?»

Федотов на многих картинах высмеивал людей, пытающихся казаться респектабельнее, чем они есть. Нынешнему зрителю убранство комнаты героя этого сюжета, возможно, кажется просто темным и неопрятным и мало о чем говорит. Однако современникам автора было очевидно, что там в избытке дорогих и шикарных вещей. Окружив себя самыми модными предметами роскоши, герой картины экономит на еде. Пока гость открывает дверь, юноша в панике прячет кусок черного хлеба, который составляет весь его завтрак.

1. Щеголь. По мнению искусствоведа Раисы Кирсановой, название «Завтрак аристократа» (впервые оно появилось в печати в 1862 году, уже после смерти художника) долго не приживалось, потому что не все улавливали иронию. Герой картины — не представитель высшей знати, а подражающий аристократии «царек среднего света», по выражению писателя XIX века Ивана Панаева. Этот типаж высмеивали многие литераторы того времени.

2. Гость. Палевые перчатки визитера — свидетельство того, что действие происходит утром или днем: вечером мужчинам полагалось носить белые.

3. Халат. Юноша одет в восточном стиле, считавшемся шиком в середине XIX века и в Европе, и в России. На нем дорогой шелковый халат, шапочка-боннет из парчи с характерным бухарским орнаментом, шаровары и туфли-бабуши. Раиса Кирсанова отмечает, что с 1845 года халат такого фасона рекомендовали столичным денди модные журналы.

4. Рекламный листок. Надпись «Устрицы» выглядит насмешкой над убогим завтраком героя: этих моллюсков подавали к столу в очень богатых домах. На листе, отмечает Кирсанова, различима буква Ф — скорее всего, это реклама любимых гурманами того времени фленсбургских устриц, которых добывали на севере Германии. Исследователь предполагает, что визитер тоже мог получить такой «флаер» и пришел сообщить о начале сезона устриц — важном событии для обеспеченных петербуржцев.

5. Кошелек. Он вывернут в поисках денег и, увы, пуст.

6. Колокольчик. Служит для вызова слуг, но, судя по тому, что никто не доложил герою о госте, юноша вряд ли может позволить себе держать больше одного лакея, который куда-то отлучился.

7. Афиши. Герой картины — театрал, ведь модные спектакли были любимым развлечением светской «тусовки». Билет в ложу, на престижные места, в середине XIX века в Петербурге стоил от семи до 20 рублей ассигнациями — недешевое удовольствие. Для сравнения: ежемесячный пенсион Федотова, штабс-капитана в отставке, был 100 рублей ассигнациями.

8. Гравюры. По мнению Раисы Кирсановой, они дают более точное представление о театральных пристрастиях героя. Это портреты знаменитых европейских танцовщиц, выступавших в 1840-е годы в Петербурге: видимо, юноша предпочитает балет.

9. Пудель. Пес героя — представитель модной в то время породы и с дорогой стрижкой «под льва». Даже император Николай I держал пуделя по кличке Гусар и платил за его стрижку немалые деньги, 10 рублей.

10. Упаковка из-под карт. Федотов неоднократно возвращался к теме игромании: карты были самой популярной светской забавой, и немало современников художника влезли из-за них в долги.

11. Пепельница. В ней лежит остаток папиросы: в 1840-е годы их курение стало в России светской привычкой. Курили даже некоторые дамы.

12. Кровать. Комнаты, служащие одновременно и кабинетом, и спальней, снимали из экономии многие такие же щеголи-холостяки, сыновья небогатых помещиков, поселившиеся в столице.

13. Кресло. Герой и тут следит за модой: «кутаная» мебель, деревянный каркас которой полностью скрыт под обивкой, начала появляться в российских гостиных в середине XIX века. При этом остальная мебель в комнате старомодная — видимо, осталась от прежних хозяев.

14. Мусорная корзина. Она сделана из соломы, но в форме античной амфоры и, как писала доктор искусствоведения Татьяна Ильина, «словно пародирует своего хозяина… Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна „притворяется“ не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее — в образ нищеты духовной».

Павел Федотов. Автопортет. 1840-е годы

Павел Федотов

1815 — Родился в семье отставного офицера.
1826–1833 — Учился в Московском кадетском корпусе.
1834 — Поступил в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербурге.
1837–1838 — Написал акварель «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года», за которую получил от великого князя бриллиантовый перстень.
1838–1843 — Эпизодически занимался в Академии художеств.
1844 — Уволился из гвардии, чтобы посвятить себя живописи.
1848 — Получил от Академии художеств звание академика.
1851 – Отверг брачное предложение дворянки Юлии Тарновской, полагая, что живопись не оставила в его жизни места для жены и детей.
1852 — Попал в клинику для душевнобольных, где и умер. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится