Женевская сокровищница состоятельных людей: что хранится на самом секретном в мире складе произведений искусства
512
просмотров
Женевский свободный порт - один из старейших свободных портов, работающих до сих пор, а также один из крупнейших складов. Свободный порт — это своего рода Свободная экономическая зона (СЭЗ), зона торговли с очень небольшим количеством налогов или вообще без них. Благодаря миллионам произведений искусства, хранящихся в его стенах, швейцарский свободный порт Женева считается крупнейшим в мире художественным складом и самым секретным.

Свободный порт — это не современное творение, его концепция восходит к античности. В то время города, штаты и страны разрешали провоз товаров через свои гавани беспошлинно или с привлекательными условиями для повышения своей экономической активности. Транзитные товары могли бы пользоваться более низкими пошлинами по сравнению с импортом для внутреннего рынка. Известным примером этих ранних свободных портов является греческий остров Делос в архипелаге Киклады. Римляне превратили его в свободный порт около 166 года до н. э., и он стал торговым центром в Средиземноморском регионе. По мере того, как менялись торговые маршруты, Делос заменяли другие города в качестве торговых центров.

Свободный Женевский порт.

В Средние века развивались свободные порты. Несколько европейских портовых городов, таких как Марсель, Гамбург, Генуя, Венеция или Ливорно, зарекомендовали себя как ведущие торговые центры. В течение XIX века свободные порты стали глобальными и были созданы в стратегических торговых местах, таких как Гонконг, Сингапур и Колон, Панама. В то же время, в 1888-89 годах, был создан свободный порт Женева. Поначалу Женевский свободный порт, склад, на котором хранились городские запасы зерна, стал крупнейшим и самым секретным в мире складом произведений искусства.

Склады Женевского порта, около 1850 года.

Женева - не портовый город, в ней есть только небольшая гавань на берегах одноименного озера. Тем не менее, на перекрёстке нескольких европейских маршрутов Женева принимала множество международных торговых ярмарок с XIII века. Это способствовало становлению города как одного из ведущих торговых центров Европы. Это также привело к развитию его знаменитого банковского сектора. Сегодня в Женеве работают многие международные организации, в том числе несколько учреждений Организации Объединённых Наций. Город также считается одним из самых важных финансовых центров в мире.

Женевский порт, вид сверху.

Женева является свободной зоной с 1813 года, за два года до вступления в Швейцарскую конфедерацию. В 1850-х годах власти Женевы решили создать склад для городских запасов зерна. С годами потребности в пространстве росли, и были построены новые склады. Между 1888 и 1889 годами родилась организация Ports Francs et Entrepôts de Genève (Женевские свободные порты и склады). Местные власти решили создать частную компанию с государством Женева в качестве мажоритарного акционера.

Первоначально построенный для хранения предметов первой необходимости для населения, таких как продукты питания, древесина и уголь, он развивался вместе с городом. В начале ХХ века к инвентарю присоединились автомобили и винные бочки, а железнодорожное сообщение с национальной сетью упростило поток товаров. Механизация процессов хранения также ускорила работу свободного порта.

La Praille, автомобили в Свободном порту Женевы, 1957 год.

Женевский свободный порт также сыграл определённую роль во время Второй мировой войны, поскольку Красный Крест использовал склады для хранения и отправки товаров жертвам и военнопленным. После окончания Второй мировой войны экономическая деятельность возобновилась, и Женевский свободный порт продолжил своё расширение. В 1948 году на склад поступили первые ценные товары - золотые слитки. Рядом с золотом громоздились другие драгоценные товары. Все большее количество модных автомобилей присоединялось к хранящимся в порту предметам. В 1952 году инвентаризация насчитала десять тысяч мотороллеров «Веспа» в стенах свободного порта.

Alain Decrausaz - директор Женевского порта.

С годами во фрипорте появлялось всё больше и больше предметов роскоши, таких как бриллианты, жемчуг, старинные автомобили, предметы старины, бутылки отличного вина. Имея объём, достаточный для хранения трёх миллионов бутылок вина, Женевский свободный порт даже на сегодняшний день считается «самым большим в мире винным погребом». Сегодня большое количество необработанных алмазов транзитом проходит через Свободный порт Женевы. Он также стал самым большим художественным складом в мире и самым секретным.

На сегодняшний день Женевский свободный порт состоит из различных складов, разбросанных по всему Женевскому кантону. Штаб-квартира и основные здания находятся в Ла-Прайе, промышленном районе к югу от кантона, всего в нескольких километрах от французских границ. Весь Женевский свободный порт простирается на сто пятьдесят тысяч квадратных метров, половина из которых является зоной беспошлинной торговли.

Постоянно растущее количество произведений искусства и предметов старины, находящихся на хранении, заставило Фрипорт повысить уровень безопасности. Здание штаб-квартиры, большой бетонный блок без окон, окружённый заборами из колючей проволоки, возвышается над обширными подвалами. Это верхушка айсберга, предназначенная для противостояния землетрясениям и пожарам.

Женевский свободный порт, окружённый колючей проволокой.

Внутри несколько комнат полностью соответствуют определённым критериям, чтобы обеспечить самый высокий уровень сохранности находящихся внутри предметов. Произведения искусства и предметы старины хранятся в помещениях с гигрометрией и регулируемой температурой, задуманных как непроницаемые сейфы. Они заперты за бронированными дверями, построенными для защиты от взрывчатых веществ и оснащёнными биометрическими считывателями, предоставляющими доступ немногим счастливчикам. В Свободном порту Женевы предположительно хранится самая большая в мире коллекция произведений искусства, оцененная в сто миллиардов долларов США. Журналист и искусствовед Мари Мертенс оценила количество произведений искусства, хранящихся во Фрипорте, примерно в 1,2 миллиона долларов. Коллекции великих музеев ничто по сравнению с этим: Музей современного искусства в Нью-Йорке насчитывает около двухсот тысяч произведений искусства.

Сейф с бронированной дверью внутри Свободного порта Женевы.

Шедевры тайно хранятся за его стенами. «Нью-Йорк таймс» сообщила, что во Фрипорте хранится тысяча произведений Пикассо, а также работы Да Винчи, Климта, Ренуара, Уорхола, Ван Гога и многих других. Это сделало бы Женевский свободный порт крупнейшим в мире «музеем», который никто не может посетить.

Свободный порт — это отличное место выбора для бизнеса. Как транзитная зона, владельцы не платят налоги до тех пор, пока их товары остаются на месте. Никто не знает, кто кому что продаёт и по какой цене: идеальное место для продаж на рынке дискретного искусства, а также для мошеннических транзакций. Интересно, что картину можно купить и продать несколько раз, даже не покидая Фрипорт. Многие из этих операций ускользнули от контроля таможенной администрации. По крайней мере, так было до недавнего времени.

Галерея изящных искусств Джонатана Лахьяни, расположенная в Свободном порту Женевы.

В 1995 году первый скандал запятнал репутацию Свободного порта Женевы. Документы, подтверждающие существование международной сети награбленных артефактов, были обнаружены, когда бывший итальянский полицейский разбил свою машину на дороге между Неаполем и Римом. Итальянская полиция получила доступ в Свободный порт Женевы для проведения расследования. Они обнаружили, что итальянский торговец произведениями искусства Джакомо Медичи прятал тысячи украденных римских и этрусских древностей в своём хранилище в свободном порту. Многие из них были проданы известным музеям. В 2004 году Медичи был приговорён к нескольким годам тюремного заключения и штрафу в размере десяти миллионов евро. Это было только начало нескольких скандалов, связанных с Женевским Фрипортом.

Несколько лет спустя власти заинтересовались ещё одним хранилищем свободного порта. В 2003 году таможня аэропорта Цюриха обнаружила египетский артефакт - резную голову фараона, отправленную из Катара в Женеву. Получив ордер на обыск в одном из хранилищ Свободного порта Женевы, швейцарские власти провели дальнейшее расследование и сделали невероятное открытие. За дверью 5.23.1 было заперто в общей сложности двести девяносто египетских древностей, включая несколько мумий, тщательно хранимых. После этого важного открытия египетской и международной сети незаконного оборота награбленных древностей египетская делегация отправилась в Швейцарию, чтобы оценить содержимое хранилища. Украденные артефакты в конце концов были возвращены в Египет.

Украденный этрусский антиквариат, спрятанный в Женевском свободном порту

С 2003 года предпринимаются усилия по предотвращению мошенничества и отмывания денег. Швейцария установила более строгие законы, касающиеся передачи культурных ценностей. Это позволило им ратифицировать конвенцию ЮНЕСКО 1970 года о борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей. Национальный указ 2005 года требует знания права собственности, стоимости и происхождения всех культурных ценностей, ввозимых в страну. Он вступил в силу в Свободном порту Женевы в 2009 году, когда всеобъемлющие инвентаризации стали обязательными и усилился таможенный контроль.

Несмотря на то, что в инвентаризациях всё ещё были нарушения, новый закон раскрыл несколько случаев мошенничества, связанных с украденными произведениями искусства. Наряду с награбленными древностями, в свободном порту могут также храниться произведения искусства, полученные в результате разграбления еврейской собственности во время Холокоста.

Украденные этрусские находки, Женевский свободный порт.

Одна из них, работа Модильяни, попала в заголовки газет. Парижский еврейский арт-дилер Оскар Стеттинер был владельцем картины «Сидящий человек с тростью» 1918 года. Стеттинер представил работу художника на Венецианской биеннале в 1930 году. Вскоре после начала Второй мировой войны Оскару пришлось покинуть Париж, оставив свои вещи, в том числе работу Амедео. В 1944 году нацисты продали картину на аукционе американскому арт-дилеру Джону Ван дер Клипу. После окончания войны Стеттинер подал иск о возвращении картины. Затем легендарное произведение искусства исчезло на несколько десятилетий, прежде чем вновь появиться на одном из аукционов в 1996 году.

Украденные египетские сокровища, найденные в Свободном порту Женевы швейцарской таможней.

Панамская компания International Art Center (IAC) купила его за три миллиона двести тысяч долларов США и хранила в Свободном порту Женевы. Наследник Стеттинера, Филипп Маэстраччи, подал иск против монегасского миллиардера и арт-дилера Дэвида Нахмада и его сына Хелли, подозреваемых владельцев IAC. Даже если они утверждали обратное, утечка Панамских документов 2016 года показала, что Дэвид Нахмад действительно был главой подставной компании IAC. Правосудие до сих пор не решило, кто является законным владельцем шедевра Модильяни стоимостью двадцать пять миллионов долларов США.

Сидящий человек с тростью, Амедео Модильяни.

В 2016 году было принято новое положение об отмывании денег. Свободный порт стал стремиться к большей прозрачности. В настоящее время они отслеживают арендаторов каждой коробки, а также суб-арендаторов, проверяя базы данных Интерпола на предмет мошенников. В 2018 году Швейцария присоединилась к Автоматическому обмену Информацией (AEOI), обмениваясь банковскими данными с другими странами. Доказательством изменения в сторону лучшей прослеживаемости является отъезд нескольких сомнительных клиентов, использующих подставные корпорации, которые теперь запрещены, в другие менее важные свободные порты. Женевский свободный порт предлагает своим клиентам свободу действий, подходящую для сделок на рынке искусства, и гарантию политической и юридической стабильности страны, соблюдающей международные правила, что не относится к каждому свободному порту.

Оскар Стеттинер, Амедео Модильяни и Жак Мюнье, 1917 год.

После экономического кризиса 2008 года инвесторы нашли убежище в золоте или искусстве, увеличив количество сделок на рынке искусства. После бума арт-рынка свободные порты стали настоящими центрами искусства, привлекая экспертов, разработчиков, реставраторов и многих других специалистов, связанных с ним. Лидером по хранению произведений искусства стал Женевский свободный порт. Компании, связанные с искусством, составляют сорок процентов от его общего объёма. Самая крупная из них, Natural Le Coultre, судоходная компания, принадлежащая Иву Бувье, занимает двадцать тысяч квадратных метров свободного порта. Наряду с хранилищами компания управляет мастерскими по обрамлению и художественной реставрации. Все услуги, оказываемые в беспошлинной зоне свободного порта, также не облагаются налогами.

Картина Леонардо да Винчи Сальватор Мунди, выставленная на аукционе Christie's, хранилась в Свободном порту Женевы.

Другие компании, связанные с искусством, арендуют помещения в свободном порту: музеи, художественные галереи, торговцы, коллекционеры и лаборатории для научного изучения произведений искусства. Действительно, за исключением крупных музеев и учреждений с их фондами, исследовательскими лабораториями и реставрационными студиями, небольшие музеи, галереи и частные лица нуждаются в таких местах, как свободные порты, где их коллекции хранятся безопасно, в надлежащих условиях, где их можно анализировать, оформлять, восстанавливать и готовить к транспортировке.

Несколько окон склада Женевского свободного порта, 2020 год.

Свободные порты, поначалу используемые в качестве беспошлинных транзитных зон, сегодня стали незаменимыми местами для хранения произведений искусства и древностей. Акции Женевского свободного порта обеспечивают множество выставок и художественных ярмарок по всему миру, включая Art Basel, знаменитую международную художественную ярмарку. Свободные порты стали центральными в хранении произведений искусства, особенно крупных, поскольку коллекционерам, галереям и музеям требовалось больше мест для хранения своих коллекций.

Одним из главных недостатков является то, что некоторые из величайших произведений искусства хранятся в хранилищах Фрипорта неопределённый срок, вдали от публики. Произведения искусства рассматриваются как не более чем инвестиции, которые никогда не видел никто, кроме их владельцев. Часть мирового культурного наследия аккуратно спрятана в самых секретных художественных складах. Жан-Люк Мартинес, директор Лувра, определил свободные порты как величайшие музеи, которые никто не может увидеть.

О том, что из себя представляли кунсткамеры и почему они пользовались столь огромной популярностью в XVI и XVII веках, читайте в следующей статье.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится