Жертвоприношения у древних римлян
273
просмотров
Гладиаторские бои произошли от кровавых человеческих жертвоприношений – так римляне провожали мёртвых в загробную жизнь.

Парадокс в том, что римляне считали человеческие жертвы варварским делом, но сами приносили их тысячами… В 97 году до н. э. Сенат даже запретил жертвовать людей богам специальным постановлением, под запрет попали и религиозные убийства у покорённых народов. Не касалось это только ритуального характера казни преступников и гладиаторских боёв.

От крови — к хлебу

В древности жители Рима приносили людей в жертву, но в исключительных случаях. К примеру, посвящали богам осуждённых на смерть — всем сразу или кому-то отдельно — Юпитеру, Сатурну, Весте… В зависимости от преступления казнённого. К примеру, согрешивших весталок (которые давали обет целомудрия) зарывали живьём в землю, дабы искупить их вину перед богиней. Чтобы умилостивить богов, римляне приносили человеческие жертвы и в иных случаях. Например, когда чувствовали большую опасность. Так, в 362 г. до н. э. в Риме произошло землетрясение, которое приняли за дурной знак — земля разверзлась. Античный историк Тит Ливий рассказывал, как жители «вечного города» обратились к жрецам — «по вещанию прорицателей, надо было обречь [кого-то] в жертву сему месту, чтобы римское государство стояло вечно». Тогда Марк Курций, «юный и славный воин», предложил в жертву себя: «…верхом на коне, убранном со всею пышностью, в полном вооружении бросился в провал, и толпа мужчин и женщин кидала ему вслед приношения и плоды».

Жертва Марка Курция.

Человеческие жертвы приносили римляне и во время войн. В ходе Второй пунической войны, в 217 г. до н. э., когда легендарный Ганнибал наносил легионам поражение за поражением, они закопали заживо на Бычьем рынке двух греков и двух галлов (соответствующее указание нашли жрецы в Сивиллиных книгах — книгах пророчеств). Уже тогда этот случай считался нетипичным, особенным. Столь же неординарными считались «девоции» — ритуальные самопожертвования полководцев. Очень редко римские военачальники посвящали себя в жертву подземным богам ради победы в битве. В сражении они бросались на врагов и бились неистово, чтобы найти смерть. Гибель полководца означала, что боги приняли жертву и помогут воинам победить.

 

Так поступил в 340 г. до н. э. консул Публий Деций Мус, а затем его сын сделал то же самое в войне с этрусками, самнитами и галлами: «…пустил коня туда, где приметил, что галлы стоят всего плотнее, и, бросившись сам на выставленные копья, встретил свою смерть». По описанию Ливия, римляне воодушевились и одолели противника: «Двадцать пять тысяч неприятелей было перебито в этот день, восемь тысяч попало в плен». Спустя пару столетий подобных подвигов уже никто не совершал — нравы и представления о богах смягчились.

Смерть Публия Деция Муса, худ. П. П. Рубенс

Существовал в древности ещё один обычай — жертва «царя Сатурналий». Во время празднования Сатурналий из осуждённых на смерть рабов или преступников римляне по жребию выбирали «царя». Целый месяц ему всячески угождали; избранный получал доступ ко всем удовольствиям — как писал историк Дж. Фрэзер, «даже самым низменным и постыдным». Но «в канун праздника Сатурна ему перерезали горло на алтаре этого бога».

Впоследствии «царя Сатурналий» заменили символической жертвой — убиением чучела. Точно так же со времён царя Нумы Помпилия (VII в. до н. э.) вместо людей римляне стали жертвовать что-то иное: лук, рыбу, волосы… Как и у греков, римский культ требовал всё меньше крови. Сатурну начали приносить восковые свечи, Юпитеру — глиняные или восковые фигурки людей, богине Мании — шерстяных кукол (вместо детей). И как и греки, римляне обычно жертвовали богам хлеб, вино, яйца, чечевицу, соль, муку и другие продукты питания. Можно было бы даже назвать их религиозные представления гуманными, если бы не одно огромное «но» — гладиаторские бои.

Сатурналии.
Римляне у алтаря, помпейская фреска

Сакральный смысл арены

Римляне придумали гладиаторские бои не сами. Они «позаимствовали» их у своих южных соседей из области Кампания. Те приносили в жертву людей на похоронах, но в какой-то момент заменили это боями пленных или рабов, приговорённых к смерти. Считалось, что пролитая кровь поможет умершему начать жизнь в царстве мёртвых и успокоит его дух. Римляне познакомились с этим обычаем кампанцев не позднее 308 г. до н. э., когда в союзе с ними одолели самнитов и праздновали победу. По свидетельству античного писателя Тертуллиана, «умерщвляемые таким способом считались жертвой, приносимой в честь умерших родственников».

Через какое-то время Рим перенял гладиаторские бои. Впервые их провели в 264 г. братья Марк и Децим Бруты, которые хоронили отца. Сыновья покойного выставили по его завещанию три пары рабов-гладиаторов на Бычьем рынке. Так состоялись «ludi funebres» — погребальные игры. Но этот первый бой ещё не положил начало традиции. Ещё полвека римляне не смотрели на сражающихся невольников. Лишь в 216 г. игры повторились — в память консула Марка Эмилия Лепида сыновья его устроили бои 22 пар гладиаторов. Сражения длились три дня, и шли они уже на Форуме на глазах у нескольких тысяч зрителей. С тех пор гладиаторские бои римляне проводили регулярно, а их размах всё больше поражал воображение.

Гладиаторские бои.

 Если в 184 г. на играх после похорон верховного понтифика Публия Лициния Красса три дня сражалось 60 пар гладиаторов, то спустя два столетия бои шли неделями, а бились на них тысячи. Император Траян в 107 г. н. э. устроил игры, в которых приняло участие 10 тысяч рабов, а в играх Клавдия в 52 г. н. э. сражалось ещё больше людей — 19 тысяч гладиаторов! Так человеческие жертвоприношения достигли невероятных масштабов, хотя при этом римляне продолжали считать себя их противниками…

У этого противоречия есть простое объяснение. Дело в том, что в первой половине I в. н. э. гладиаторские бои уже практически утратили свой религиозный смысл, но формально по-прежнему обставлялись как жертвоприношения — по традиции. Наверное, лучшее сравнение — празднование Рождества атеистами или Масленицы христианами: веры нет, но внешние её проявления — есть. Битвы на арене превратились в массовое развлечение и профессионально организованные представления, но происходили они в дни религиозных праздников или в память о каком-то событии или человеке. Гай Юлий Цезарь, к примеру, почтил играми память своего отца, хотя устроил их спустя двадцать лет после его смерти, а фактической целью был «подкуп» электората — устроители зрелищных игр всегда пользовались большой популярностью у народа.

На арене.

***

В 394 г. н. э. император Феодосий запретил человеческие жертвоприношения окончательно — восторжествовало христианство. Тогда же прекратились и гладиаторские бои — отголосок языческих обрядов.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится