Суровые условия и красивые легенды
Странное село расположено в двух часах езды на автомобиле от туркменской столицы и совсем недалеко от границы с Ираном, в Ахалском велаяте (области). Горы, больше тысячи метров над уровнем моря… Обитатели этих мест живут в непростых условиях, что не могло не отразиться на их культуре и быте – в Нохуре буквально все уникально и неповторимо. Возможно, это связано именно с его изолированностью, благодаря которой влияние современного мира, ислама и культа Туркменбаши сказалось на жителях села не так сильно, как на на остальных гражданах страны.
Название села произошло от племени «нохурли» (горные туркмены). Также, по словам востоковедов, «но-хур» можно перевести с персидского как «девять пери» (восточных небесных красавиц, аналогичных европейским феям). Легенды о них распространены в деревне.
Представители этого народа до сих пор хранят свою древнюю культуру и архитектуру, которая не похожа на общетуркменскую и даже чем-то напоминает индийскую, а также говорят на своем особом диалекте. Селяне – миролюбивый народ, их жизнь благочестива и консервативна. Например, огромное уважение и беспрекословный авторитет здесь имеет совет старейшин.
Нохурцы занимаются ремеслами (например, делают самобытные платки и ковры, которые можно у них купить). Здесь, в горных ущельях на большой высоте, они выращивают гранаты, миндаль, виноград, стараясь рационально использовать любой пригодный для этого клочок земли.
Древняя архитектура села, расположенного на горном плато, тоже весьма необычна – это двухэтажные каменные постройки из местного камня.
У жителей деревни есть свое предание: согласно ему, именно здесь, в нохурских горах, библейский Ной высадился после потопа, именно сюда он выпустил всех своих животных и именно в эту землю посадил привезенные на ковчеге семена. Впрочем, учитывая то, что в Нохуре и его окрестностях насчитывается более тысячи видов растений да и фауна этой суровой горной местности на удивление богата, легенда о высадке здесь Ноя кажется вполне логичной.
Немало здесь и других легенд – о священных деревьях, джинах, сакральных предметах. Например, одна из достопримечательностей села – священная чинара. Это старое дерево имеет такие огромные размеры, что в его дупле, напоминающем пещеру, могут уместиться сразу несколько человек.
Очень часто молодожены просят у чинары послать им детей, потому что считается, что она «лечит» от бесплодия. Впрочем, дерево якобы способно исполнять и другие желания.
В пещере «Дом Дэва» посетители могут услышать таинственные голоса и непонятный вой, а возле местного водопада «Хур-Хуры» можно сфотографироваться и загадать желание.
Знаменитую трещину в скале, расположенную на окраине селения, местные жители также наделили особыми качествами. Они считают, что именно здесь находится один из входов в рай. А если загадать возле «райских ворот» желание, оно тоже обязательно сбудется. Многие из местных легенд связаны и с Кыз Биби – доисламской богиней плодородия и, согласно древним верованиям, покровительницей женщин.
Это небольшое село настолько интересно и загадочно, что, по одному из международных рейтингов, оно даже вошло в сотню самых романтических мест мира.
Рога – оберег в обоих мирах
Нохур – место, безусловно, уникальное, но самой зрелищной и таинственной его особенностью все, кто тут побывал, называют странное почитание здесь горных козлов и баранов (архаров) и неординарное древнее кладбище, расположенное в старой части города (Старый Нохур).
Поскольку дикие парнокопытные для нохурцев – животные священные (именно они, согласно древним преданиям, являлись проводниками умерших в загробный мир), их рога они считают оберегами от злых духов. Рога архара можно встретить и при входе в жилище селянина, и просто во дворе.
Чтобы умершим было проще добраться до рая, их могилы здесь принято тоже украшать рогами, на которые иногда наносят краску. В понимании горных туркменов красный цвет символизирует загробный мир и одновременно рождение нового человека, а остатки голубой краски, которые можно заметить на некоторых рогах, связаны с темой неба в его духовном смысле.