Боевые искусства имеют долгую и славную историю. Способность быстро и красиво вырубить своего соперника всегда восхищала как истинных воинов, так и обычных людей. Сейчас любой желающий может заняться изучением боевых искусств — как в теоретическом плане, так и на практике. Информации по разным школам единоборств и «мастеров», готовых обучить тебя разным видам мордобоя, полно. В основном это различные представители восточных боевых искусств по типу ушу, джиу-джитсу и так далее. Но неужели только в Японии и Китае знали, как заставить противника страдать? Конечно, нет. Наши предки еще в Древней Руси научились размахивать кулаками не хуже остальных.
Единоборства как спасение души
Восточные боевые искусства изначально зарождались как одно из религиозных проявлений. Целью этих единоборств было совершенствование тела и духа, чтобы подготовить себя к испытаниям, которые подкинет тебе жизнь. Монастыри с боевыми монахами появились задолго до славянских государств. Первые рукопашные стили не были представлены одной школой — от поселения к поселению подходы к подготовке бойцов могли кардинально друг от друга отличаться. Поход к мастеру можно приравнять к походу в церковь, ведь кроме знания о боевых приемах тот вкладывал в учеников философию, знания о божествах и мироздании.
Подход к сражениям и подготовке воинов на Руси кардинально отличался. Начиная с крещения Руси священнослужители редко участвовали в боевых действиях непосредственно — они лишь вдохновляли на битву.
Обожествление боя присутствовало только в судах поединком, когда предполагалось, что Бог встанет на сторону невиновного, и тот победит. Наши предки отличались от восточных соседей своей суровостью — так бой воспринимался не как искусство, а как часть жизни взрослого мужчины.
Помимо небольшой прослойки профессиональных воинов, все взрослые мужи умели держать себя в бою. Конечно, не все были специалистами военного ремесла и были способны сражаться наравне с витязями, но при необходимости могли взяться за оружие и отстоять свои владения.
Это было вызвано тяжелым укладом жизни: сильные выживали, а слабые умирали. Если воин сражался на поле боя за своего князя, то крестьянин сражался на полях для урожая за жизнь своей семьи. Эта особенность породила отношения к боями не только как к чему-то обыденному, но и как к развлечению.
Стенка на стенку
Известным способом развлечения в те далёкие времена являлась битва толпа на толпу. Нередко на крупных праздниках или даже свадьбах можно было встретить явление, когда гости делились на две команды и бились друг с другом на кулаках. Конечно, точно прописанных правил у такого явления не было, но вот негласные установки по проведению боя были. Так, соперники обычно сражались с равным себе по возрасту человеку, нападать на одного всем скопом считалось бесчестно, а тех, кто уже упал, добивать было нельзя.
Такие кровавые игры были вполне нормальным явлением, причем не только для незнатного населения, но и для высокого боярства. Само собой, были отличия. Так, бояре бились один на один с человеком, равным себе по статусу, а в поединке мог присутствовать судья; иногда сражались не голыми руками, а с оружием. Знать того времени представляла собой военное сословие, и подобные забавы были для них частым явлением.
Искусство боя на кулаках
Подтверждённого историческими фактами случая обучения рукопашному бою по типу восточных боевых искусств не найдено. Сражаться мальчиков учили их отцы или более опытные наставники, если речь идёт о богатой семье. Приёмы, судя по всему, представляли из себя смесь бокса и борьбы. Все удары были предназначены для быстрой победы в поединке; их разнообразие было невелико, но каждый был отточен до автоматизма.
Расчет в русском рукопашном бое делался на сочетание силы и мастерства. Опыт каждого бойца был получен им в реальном поединке, а не на тренировке, что делало всех хороших рукопашников опасными противниками.
Так, в «Повести временных лет» был зафиксирован случай, когда рукопашный бой проводился между представителями двух армий:
И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Где же муж? Вот наш готов!» Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь.
Это упоминание было о юноше-кожемяке, который впоследствии стал героем народного эпоса — богатырём Никитой Кожемякой. Судя по описанию, бойцы сражались в стиле, похожем на вольную борьбу. И этот случай не единственный — известно и о битвах князей в рукопашной схватке за власть над землёй друг друга.