Альбигойские войны: борьба с инакомыслием и ересью
1,492
просмотров
Альбигойские войны предпринимались по инициативе папства. Это были походы рыцарей северной части Франции в южные земли для подавления альбигойцев, которых признали еретиками. К концу войн к ним примкнул французский король.

Альбигойцы были разгромлены, южные земли стали частью Французского королевства, самобытная южнофранцузская цивилизация была уничтожена.

Развитие юго-западных земель Франции

Развитие юго-западных земель Франции

Юго-западная часть развивалась обособлено от прочей Франции. В последние годы существования Римской империи на этих землях образовалось готское королевство. Античное наследие оставило неизгладимый след. Свой вклад в развитие культуры внесли арабы, которые проникли в земли через Пиренеи.

На юге Франции широкое развитие получила поэзия трубадуров. При аквитанском и тулузском дворах развивалась рыцарская культура. Она отличалась вольными и изящными нравами. Мысли людей были более свободными, чем в северных регионах. Южане считали позволительным иронизировать над священниками, монахами.

В такой довольно раскрепощенной среде стали возникать учения, далекие от тех, которые были разрешены католической церковью. Со временем это привело к Альбигойским войнам.

Секта вальденсов

На берегах Роны появилась и получила широкое распространение секта вальденсов. Свое название она получила по имени богатого купца Пьра Вальдо, который жил в Лионе. Другое название секты - «лионские бедняки».

Купец Вальдо раздал свое имущество бедным людям. Перед этим в 1170 году он подготовил и распространил Евангелие и отдельные части Ветхого Завета. Книги были переведены с латыни на лангедок (родной язык южных земель). Так люди получили информацию, которая была опасна для католической церкви, поскольку верующие могли ее понимать, а значит, размышлять.

Вальденсы верили, что существует только ад и рай без чистилища, поэтому молитвы бесполезны. Они скептически относились к церковным таинствам, в том числе к причащению хлебом и вином. Для них главнее всего было жить безо лжи.

Вскоре вальденсов признали еретиками. Случилось это в 1184 году на Веронском соборе. Может возникнуть вопрос, кто такой еретик? Ответ прост – это вероотступник, проповедник ереси, которая противоречит церковным догмам.

Пьер Вальдо не отрекся от своих убеждений. У него осталось много сторонников. Через три столетия они примкнули к Реформации.

В Лангедоке и Аквитании появилась еще одна секта - альбигойцев. Свое название она получила от города Альбы, который выступал центром нового учения. Считается, что идеи альбигойцев близки к иранскому манихейству. Попали они в южные земли от болгарских богомилов.

По их убеждениям, мир состоял из двух половин:

  • божественная – светлая, духовная;
  • дьявольская – вещественная, греховная.

Эти половины непримиримы. Церковь они относили к царству мрака, а себя считали «чистыми». Для них носителями светлого были «совершенные», которые обладали высокой нравственностью, не употребляли мяса, оставались целомудренными, не имели собственного дома. Такие люди всю жизнь странствовали, жили за счет милостыни.

Альбигойцы признавали таинство «утешения», которое давалось умирающим во время испытания ими предсмертных мук. «Утешение» могли дать только «совершенные». Остальные же приверженцы секты были «верующими». Они жили как обычные люди, ходили в католическую церковь, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.

Движение «чистых» распространялось, что приближало начало Альбигойских войн.

Альбигойский собор

В 1167 году «чистыми» был проведен собор. На нем они утвердили свое вероучение. На соборе присутствовал епископ-еретик из Византии Никита. Он представлял болгарских богомилов. Через десять лет после этого тулузский граф Раймонд Пятый сообщал, что церкви заброшены, ересью захвачены многие влиятельные люди, включая священников. Даже сын графа, Раймонд Шестой, держал возле себя «совершенного».

Попытки Рима утихомирить альбигойцев

Попытки Рима утихомирить альбигойцев

Подобные события сильно беспокоили Рим. Папы стали посылать проповедников, чтобы те призвали народ одуматься. Все их попытки были неудачными. Люди больше доверяли словам «совершенных», которые жили и действовали среди народа.

Альбигойский крестовый поход могли остановить доминиканцы.

Деятельность Доминика

Монах по имени Доминик вместе со сподвижниками вразумлял людей. Ему удавалось находить дорогу к душам альбигойцев, поскольку он выступал с позиций евангельской скромности и простоты.

Доминик смог вернуть еретиков к католической вере. Но он один не мог повлиять на умы тысяч. Кто такой еретик, показал один из рыцарей Раймонда Шестого, когда убил папского легата Пьера Костельно, явившегося к тулузскому двору.

Крестовый поход 1209 года

Крестовый поход 1209 года

Папа Иннокентий Третий объявил крестовый поход против еретиков юга Франции. Случилось это в 1209 году. Так началась Альбигойская война.

Королем Франции на тот момент был Филипп Второй Август. Он не стал принимать участие в походе, поскольку был занят конфликтом с Англией, да и вообще мало интересовался искоренением ереси. Папу было кому поддержать. Рыцари северных земель с большим рвением отнеслись к призыву католической церкви. Они давно интересовались богатым югом. Возглавил их Симон де Монфор, граф Лейстерский.

Предводитель северян владел землями во Франции и Англии. Он был настроен воевать еще в Четвертом крестовом походе, но его остановило папское неодобрение. Граф смог дождаться применения своей нерастраченной энергии.

Земли тулузского графства были разгромлены. Рыцари северных земель подпитывались не только религиозным рвением, они занимались грабежами и захватами. Было совершенно множество массовых убийств. Во время Альбигойского крестового похода было убито много представителей католицизма.

Ответные действия южан

Симон де Монфор решил присвоить себе графство Фуа, правитель которого принял сторону альбигойцев. Это не понравилось королю Арагона Педро Второму, который был тестем Раймонда Шестого. К тому же арагонского короля не тешило соседство с агрессивным и фанатичным графом.

Каталония и Арагон имели тесную связь с Лангедоком и Тулузой на культурном уровне, а их правители были связаны родственными узами. Поэтому в 1213 году Педро Второй и Раймонд Шестой совершили осаду замка Мюре, чтобы разбить Монфора.

Однако в замке находился епископ, который вдохновил защитников обещаниями, что им простятся все грехи. По его словам, павших в бою ждало райское блаженство. Южан постигла неудача. Они были атакованы осажденными и разбиты. Король Педро Второй погиб.

Альбигойские войны во Франции привели к массовым сожжениям на костре духовных вождей «чистых». Никто не знает, насколько помогало им «утешение» в этот момент.

Решение Четвертого Латеранского собора

Папа был доволен успехом компании. Однако он не мог спокойно наблюдать, как разоряется благодатный край. Также он был против того, чтобы тулузское графство перешло Монфору. Однако все решилось на Латеранском соборе в 1215 году.

На папу надавили прелаты вместе с сеньорами-крестоносцами. Они пригрозили Иннокентию Третьему, что если он не позволит забрать земли графу, то они будут опустошены огнем и мечем. Папе пришлось уступить. Однако Монфор вскоре пострадал от собственной жадности. Он пожелал отвоевать у Раймонда Шестого Лангедок и погиб в сражении.

Результатом Латеранского собора также стало признание ордена доминиканцев. Монах Доминик на протяжении всей истории Альбигойских войн призывал еретиков одуматься. Те, кто раскаивались, должны были уплатить подать папе. За это они получали прощение. Тех, кого увещевали на епископском суде, приговаривали к покаянию и конфискации имущества. Не желавших стать на путь исправления ждал костер.

Вмешательство короля Франции

В 1225 году Раймонда Шестого отлучили от церкви. Через год французский король Людовик Восьмой возглавил еще один поход. Города с замками сдавались не сопротивляясь. Ожесточенно боролся только Авиньон. Он продержался в осаде три месяца, но тоже капитулировал.

Людовик Восьмой неожиданно умер. Однако это не помешало его приемнику завершить дело. В 1229 году Раймонд Седьмой подписал договор в Мо.

Альбигойцы держались еще долгие годы. Последний их оплот пал в 1244 году. Но даже после этого звучали слова «совершенных».

Вывод

Вывод

Чтобы понять, отличались ли альбигойские войны от крестовых походов, необходимо знать, что стоит за этими названиями. Крестовый поход подразумевает военные действия на религиозной основе в Западной Европе в период между одиннадцатым и пятнадцатым веком. Альбигойские войны проходили с 1209 по 1229 год, связаны они были с вопросом религии. Отсюда можно сделать вывод, что альбигойские войны ничем не отличались от крестовых походов. Только война велась не против турок-сельджуков, а с жителями юга Франции.

Важно также уточнить, что причинами альбигойских войн были не только вопросы религии, но и желание рыцарей северных земель поживиться в богатом южном регионе.

В результате двадцатилетней войны было убито около одного миллиона человек. В борьбе с еретиками был учрежден орден доминиканцев и инквизиция. Последняя стала мощным средством в борьбе с инакомыслием со стороны католической церкви.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится