Духовные скрепы vs демография
Высокие представления о союзе двух людей, негласные правила в браке живы и сейчас. Однако с развитием общественных отношений в Европе XII века народ постепенно отходил от общепринятых канонов семейной жизни. Но юридические рамки, в которых находились супруги после вступления в брак, имели физическую и моральную ипостась.
Традиции полигамных отношений не отступали, хотя церковные деятели боролись с ними как могли. Но эпоха диктовала свои условия, да и исторические корни этого явления были достаточно крепкими и глубокими. Античность и седая германская древность принимали и одобряли отношения подобного рода. И дело совсем не в распущенности женщин и похоти мужчин. Демографические показатели колебались, менялся и уровень продолжительности жизни: человек задумывался об увеличении потомства.
Многие сильные мира сего, опираясь на свой авторитет и власть, могли легко организовать условия для смены сексуальных партнёров. Аристократия сохраняла подобные традиции до начала XIII века. Обычаи скандинавского общества позволяли знати вступать в связь с несколькими женщинами и иметь от них законных детей, которые никак не ограничивались в правах на наследство. Подобное происходило без соответствующих санкций Церкви. Брак «на датский манер» (more danico) — практика сугубо нормандская и саксонская. Вспомните того же Вильгельма Завоевателя, который ни коим образом не переживал по поводу своего происхождения и без проблем вступил в борьбу за английский престол. А вот европейские монархи XII-XIII веков не могли устанавливать связи с любовницами и фаворитками законным путём. Папа Римский был против.
Церковная организация боролась ещё и с проблемой браков между родственниками. Про вырождение потомства священники толком не знали, да и запрещать выгодные династические союзы не всегда могли. С Раннего Средневековья существовало ограничение до седьмой степени родства, Церковь никоим образом не допускала инцеста и препятствовала заключению браков между крёстными родителями, вдовцами и вдовами. Но на практике — многие заинтересованные и власть имущие попросту откупались.
После Четвёртого Латеранского собора в 1215 году правила изменились — клирики установили запрет на брак до четвёртой степени родства. Но это не значит, что их не продолжали нарушать. Разрешения покупались, а местных священнослужителей нужно было убедить, что о родстве с партнёром ничего не известно. Постепенно в это дело была привлечена судебная практика — начинались специальные расследования.
Гарантии и обязанности
Этапы после заключения брачного союза имели свои тонкости. Прежде всего, имущественные. Отец замужней барышни передавал в руки своего новоиспечённого зятя приданое, которое часто включало в себя драгоценности, землю или ренту. Его заботило материальное положение мужа — отец отдавал самый дорогой «товар», который у него был. Естественно, ценности, которые жена приносила с собой, демонстрировали с особым рвением и гордостью. Далеко не всегда дама селилась в доме своего суженного, но при передаче приданого именно муж становился распорядителем всего имущества. В случае откровенного расточительства со стороны супруга возникали серьёзные конфликты и ссоры между родами. Смерть главы новой семьи изменяла статус приданого — оно переходило в руки жены или возвращалось в родовое гнездо супруги.
В свою очередь фамилия супруга в случае кончины невестки передавала её родственникам так называемую «вдовью долю» — 30−50% от своих сбережений. Разумеется, что не все семьи могли гарантировать такую весомую выплату. Тогда этот вопрос брала на контроль Церковь: она внимательного следила за тем, чтобы семейство активно занималось изысканием финансов и ценностей. В таких условиях махинаций и ссор избежать было крайне сложно.
Нельзя говорить, что женщины были в данном случае беспомощны и беззащитны. Следует вспомнить о целой семейной коалиции: отец, её братья, дяди, которые совсем не желали оставаться в дураках и при случае могли силовым решением напомнить об обязательстве сторон. Кончина мужа при любых обстоятельствах гарантировала «хозяйке дома» законную треть имущества. Безусловно, существовали примеры и бедственного положения вдов, которых оставляли без гроша и протекции. Но в силу традиций и права общества европейского Средневековья — подобные явления были редкостью.
Равноправие полов как не странно гарантировала смерть. Во время панихиды никто не делал акцент на статус и положение в семье при жизни. Пол усопших никого не интересовал. Семейства лишь заказывали поминальные службы и соревновались в благочестии. Естественно, церковники поддерживали такую позицию — ведь это стоило хороших денег.
Судя по средневековым источникам — брачными узами управлял трезвый расчёт. Пылкие и страстные отношения оставались в литературном закулисье и поэзии сладкого стиля XIII-XIV веков.