Эдвард Мунк известен по одной картине. А это несправедливо. Нисколько не умаляя достоинств самой знаменитой и растиражированной картины, у него есть и другие работы, достойные не меньшего восхищения. Живописец, театральный художник и теоретик искусств, кроме всемирно известного «Крика» за свою долгую жизнь (1863−1944) создал огромное количество картин и графических изображений — около 40 тысяч.
Жизнь удалась?
Если оценивать в целом жизнь Эдварда Мунка, то можно сказать, что она удалась. Он прожил до глубокой старости, как художник стал известен и востребован довольно рано и уже при жизни получил все мыслимые и немыслимые почести и награды. Мунк много путешествовал и общался с лучшими людьми своего времени. И, видимо, у него была возможность выбирать, над чем работать. Он мог себе позволить отказываться от тех заказов, к которым не лежала душа, какие бы деньги ему ни предлагали.
И сегодня имя Мунка уверенно держится в топе самых известных норвежцев мира рядом с композитором Эдвардом Григом, писателем Кнутом Гамсуном, драматургом Генриком Ибсеном и путешественниками Фритьофом Нансеном, Руалем Амундсеном и Туром Хейердалом. «Крик» Мунка — один из лидеров в рейтинге узнаваемости наряду с Джокондой. Цены на его картины неизменно бьют рекорды на аукционах. Есть, правда, и антирекорд — полотна Мунка чаще других похищают.
Штампы и ярлыки
Почему же Мунка часто называют певцом смерти и одиночества? И так ли это? Да, художник очень много работал над этими вечными сюжетами, многие из них он повторял и тиражировал. И жизнь его, как у любого человека, не могла обойтись без драм и потрясений. Эдвард Мунк столкнулся со страшными трагедиями уже в детстве и юности: в пять лет он потерял мать, а когда ему исполнилась 15, умерла его любимая сестра.
Конечно, это отразилось в его творчестве. Может быть, именно из-за личных переживаний, вложенных в картины и графические работы, полотна Мунка оказывают такое сильное воздействие на зрителей. Но, возможно, тиражируя смерть, болезни и расставания, он стремился избавиться от этих призраков.
Рождение художника
Сохранились воспоминания родственников Мунка о том, что уже с детства его тянуло к живописи. К большому недовольству отца, хотевшего, чтобы Эдвард получил серьёзную профессию, Мунк бросил технический колледж и закончил Королевскую школу рисования в Христиании, как тогда назывался Осло. Отец не зря волновался. Сын оказался в центре столичной богемы, среди анархистов и нигилистов, где нормой и хорошим тоном было сопровождать дружеские встречи выпивкой, что возможно и стало в дальнейшем причиной психических проблем Мунка. Тем не менее это не помешало ему достичь успехов в обучении и получить стипендию, которая позволила поехать в Париж.
Взрыв «измов»
До второй половины XIX века художественные стили царили столетиями, но импрессионистам удалось совершить в живописи революцию — художникам стало можно всё! Ломать стереотипы, нарушать законы и каноны и изображать не только внешнюю, видимую сторону предметов и персонажей, но и стараться отразить внутренний мир.
За импрессионизмом последовали постимпрессионизм, пуантилизм, символизм, дадаизм… После тесного общения во Франции с властителями дум того времени — поэтами и художниками, в том числе с Полем Гогеном, — Эдвард Мунк вернулся в Норвегию уже зрелым мастером и одним из основателей нового течения — экспрессионизма. Мунк и его последователи, а их было немало, особенно в Австрии и Германии, в первую очередь старались отразить не внешнюю сторону различных явлений, а внутреннюю и пытались показать «пружины» происходящего.
Ван Гог и Достоевский
На становление Эдварда Мунка как художника и философа повлияло много людей, с которыми он дружил и общался. Но наибольшее влияние оказали люди, с которыми он не был знаком.
Духовным литературным гуру стал Федор Достоевский. Из письма Мунка: «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Более чем многие остальные, даже вместе взятые». Самым близким себе персонажем он называл князя Мышкина. А когда Эдвард Мунк умер, рядом с ним нашли книгу «Бесы».
Мунк не скрывал своего восхищения картинами Винсента ван Гога — как результат, в их творчестве много общего. Причем не только в творчестве, но и в жизни: оба страдали психическим расстройствам, у обоих личная жизнь складывалась драматично. Однако Мунк, в отличие от ван Гога, был признан и не имел материальных проблем.
Художник, алкоголизм и психическое здоровье
Безумие — нередко спутник великих художников, а в случае с Мунком оно еще усугублялось алкоголизмом. Причем у него были сомнения, стоит ли избавляться от вредных привычек, не станут ли от этого хуже его картины: «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать». Но когда он понял, что болезнь и пристрастие к алкоголю не помогают, а мешают работать, он обратился за помощью к врачам. Совсем вылечить Мунка не удалось, но он научился жить со своей болезнью.
Отец селфи и арт-терапии
Во время лечения в клинике доктора Якобсона Мунк увлекся фотографией и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Его лечащий врач обратил внимание, что во время «селфи"-фотосессий состояние больного становится лучше и что ему очень полезно увидеть себя со стороны. Именно тогда в лечении душевных болезней начали применяться элементы арт-терапии, которые эффективны и сегодня.
Мунк продолжал фотографировать и по окончании курса лечения. Он делал селфи на фоне разнообразных пейзажей и интерьеров, в одежде и без нее. Это было не болезненным проявлением нарциссизма, но постижением себя. Он писал: «Моим творчеством я попытался понять и объяснить жизнь и ее назначение. В то же время я хотел помочь другим научиться разбираться в своей жизни. Я не пишу с натуры. Я черпаю идеи в самом себе… Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съемки в аду или на небесах».
Личная жизнь
Современники вспоминают, что Мунк был хорош собой до такой степени, что когда он шел по улице, вслед ему оборачивались. Но он не хотел обременять себя семьей, чтобы она не мешала его творчеству, и заводить детей, потому что считал, что может передать им свою плохую наследственность, так как в его роду были душевнобольные.
В молодости у него был бурный и мучительный роман с Туллой Ларсен. Позже его музой стала Дагни Юль, жена его друга писателя Станислава Пшибышевского. Также у Мунка был роман с виолончелисткой, выступавшей под псевдонимом Ева Мудоччи, которую он изобразил на нескольких своих картинах.
Самый неизвестный в России великий художник
Все шло к тому, чтобы Мунк стал одним из очень популярных художников в России, но этого не произошло по многим причинам. В конце XIX — начале ХХ века в России начинался скандинавский бум. В театры публика ломилась на пьесы Ибсена, предметом жарких обсуждений стали книги Кнута Гамсуна, а Сергей Дягилев привез в Петербург на выставку скандинавского искусства «Автопортрет с сигаретой» Мунка. Но потом началась Первая мировая война, в 1917 году произошла революция, а в большевистской России в изобразительном искусстве право на существование имел один стиль — социалистический реализм, к которому никак нельзя отнести ни одно произведения великого норвежца.
В российских музеях работ Мунка почти нет и не было бы вообще, если бы Михаил Морозов не приобрел для своей коллекции картину «Девушки на мосту». Сегодня в России картины Мунка можно увидеть в Москве в Музее изобразительных искусств имени Пушкина и в норвежской дипмиссии на Поварской, если кому-то посчастливится туда попасть.