Интимные услуги в Древней Греции: как это было у эллинов.
Афины — крупнейший город и порт Древней Греции, сюда прибывало множество торговцев и моряков. Им нужно было чем-то занимать себя в свободное время, развлекаться, поэтому неудивительно, что в 800-500 гг. до нашей эры в Афинах стремительно развивалась проституция. Появилось множество борделей различного уровня обслуживания, а любовь за деньги превратилась в индустрию.
Афины в наше время

Расцвет проституции укрепил и экономику города. Наслышанные о жрицах любви торговцы и моряки ехали в Афины со всех концов света. Они тратили деньги, что положительно сказывалось на развитии Афин и становлении города как мирового космополитического центра.

Статус проституток и их жизнь в Древней Греции

Мужчины в Древней Греции редко женились ранее 30 лет. Поэтому молодые люди часто прибегали к услугам проституток, чтобы стать опытнее в сексе к моменту женитьбы.

Чашка для питья с изображением эротической сцены, 490-480 г. до н.э. (Археологический музей, Милан)

Мужчины иногда брали жриц любви к себе в дом в качестве любовницы-наложницы. В некоторых случаях дама так долго жила в доме, что становилась практически женой и получала все права законной супруги. Однако рожденные в таком браке дети не считались гражданами государства.

Эротическая сцена с молодым человеком и гетерой, ок. 430 г. до н.э (Altes Museum — художественный музей в Берлине на Музейном острове)

Женатые тоже не пренебрегали проститутками. Они прибегали к услугам гетер, а также принуждали рабынь к сексуальным отношениям. Женам в таких случаях полагалось молча терпеть измены мужа. Есть сведения о том, что как минимум одна дама не выдержала такой жизни и попыталась подать на развод, но ее попытка не увенчалась успехом.

Юноша рассчитывается с гетерой, ок. 430 г. до н. э.

Жрицы любви, в отличие от обычных гречанок, имели право самостоятельно распоряжаться деньгами. Многие из них были довольно богаты и открывали свои собственные публичные дома.

Девушки в томных позах ожидают клиентов во внутреннем дворике публичного дома; «Греческий интерьер» — Жан-Леон Жером, 1848 (Музей Орсе)

Однако не все было так радужно в жизни проституток. Многие из них рожали детей, которые не имели права быть гражданами Афин, по сути — не имели будущего. Это привело к ужасным последствиям. Если у дамы рождалась девочка, то ей была уготована нелегкая доля — пойти по стопам матери. Если же рождался мальчик, то в большинстве случаев мать просто убивала его.

Старая проститутка с кувшином вина, 2-й век до н. э., (Мюнхен. Глиптотека)

На полученные от продажи собственного тела деньги проститутки зачастую выкупали рабынь и обучали их премудростям своей профессии, так они заботились о свое будущем. Возрастная жрица любви мало кому была нужна, поэтому средства для существования зарабатывали ее рабыни и дочери, у которых не было другого выхода.

Виды проституток в Древней Греции

Доподлинно известно минимум о трех видах дам, продававших свое тело за деньги. Давайте узнаем, чем они отличались.

«Жрицы Афродиты» — роспись художника Fikos

Порнаи — низшая ступень

Порнаи — самые доступные жрицы любви. Они были собственностью сутенеров, которые получали часть их дохода. Сначала к этой категории относили рабынь варварского происхождения. Позже к порнаи присоединились и гречанки, брошенные в детстве своими отцами: по факту они считались рабынями.

Бордель в Древней Греции — иллюстрация XIX века из 'ИСТОРИИ ПРОСТИТУЦИИ' П. Л. Якобса, 1885

Доступные по цене порнаи работали в районе «красных фонарей»: в порту Пиреи и районе Керамик — там, где было много торговцев и моряков, искавших утех по низким ценам.

Солон — иллюстрация Уолтера Крейна

Государственный деятель Солон первым предложил учредить официальные публичные дома, где каждый мог купить любовь и принести пользу государству — услуги проституток облагались налогами. Ученые предполагают, что храм Афродиты Пандемос был построен именно на налоги, полученные от работы жриц любви. Неудивительно, что жители Афин рассматривали проституцию как часть демократии.

Независимые свободные проститутки

Эти жрицы любви стояли на ступеньку выше порнаи на социальной лестнице. Они не жили в публичных домах, не считались рабынями. Свободные дамы открыто демонстрировали свои прелести потенциальным клиентам, носили сандалии, которые оставляли следы со словами «следуй за мной», а также наносили чрезмерно яркий макияж, чтобы мужчинам проще было отличить их от обычных женщин.

«Афины» — Джон Уильям Говард, 1908

В эту категорию проституток попадали овдовевшие женщины, у которых не было средств на существование, и иностранки, которым не удалось найти в Афинах работу. Также к ним могли присоединиться и порнаи, которым удалось заработать достаточно денег, чтобы купить себе свободу.

Этот вид проституции тоже был узаконен: свободные жрицы любви обязаны были зарегистрироваться и платить налоги из своих доходов.

Гетера, танцующая на симпосии, ок. 490-480 г. до н.э. (Британский музей)

В некоторых случаях к независимым проституткам относили девушек, которые играли на музыкальных инструментах, пели и танцевали на праздниках. Часто в стоимость их услуг включали и стоимость ночи с ними.

Гетеры — привилегированные жрицы любви

Гетеры были на высшей ступени иерархии жриц любви, они напоминали японских гейш. Их сложно назвать проститутками в прямом смысле слова: клиенты не заводили с ними краткосрочных отношений или связь на одну ночь.

Алкивиад и гетеры

Гетера была спутницей-компаньонкой зажиточного человека, которая сопровождала его на пирах и других мероприятиях, а также оказывала сексуальные услуги своему клиенту.

«Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры» — Генрих Ипполитович Семирадский, 1873

Гетера была образованной, умела поддержать светский разговор на официальных мероприятиях. Платили таким дамам не за каждую встречу, а за определенный промежуток времени. Труд гетер высоко ценился, они были финансово независимы и вели свои дела самостоятельно.

Мужская проституция

В Древней Греции мужчины продавали свое тело не менее охотно, чем дамы. Часть из них ориентировалась на женскую клиентуру: в произведениях Аристофана есть упоминание о пожилой даме, спускавшей средства на молодого жиголо.

Молодой музыкант на банкете (Государственное античное собрание, Мюнхен)

Не брезговали жрецы любви и клиентами-мужчинами, ведь в Греции гомосексуализм не рассматривался как что-то постыдное. Но если проститутки женского пола были востребованы практически в любом возрасте, то среди мужчин ценились только юноши до тех пор, пока у них не вырастала борода, как у взрослых.

Мужчина ищет мальчика для секса (Метрополитен-музей)

Публичные дома с юношами-проститутками находились не только в районе красных фонарей, но и по всей территории Афин. Юные жиголо платили налоги на свою деятельность, поэтому горожане не порицали мужскую проституцию и посещение подобных заведений.

Самые известные жрицы любви

Пожалуй, самая известная гетера Древней Греции — Таис, ставшая героиней романа Ефремова «Таис Афинская». Она сопровождала Александра Великого во многих военных кампаниях, а потом стала женой египетского царя Птолемея.

Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполе. Таис призывает царя предать дворец огню. Рисунок Г. Симони.

Известна Таис не только своей весьма откровенной профессией, но и крутым нравом. Многие историки считают, что она стала виновницей сожжения дворца Ксеркса в Персеполе.

Таис — Джошуа Рейнольдс, 1781 (Waddesdon Manor)

Когда Александр взял город, Таис произнесла у дворца пламенную речь и бросила в него факел, после чего строение сожгли. Это стало ее местью за сожженный ранее Ксерксом Афинский Акрополь.

Афродита Книдская (современная версия работы Праксителя)

Фрина — гетера с восхитительной фигурой. Была натурщицей скульптора Праксителя во время создания статуи обнаженной Афродиты. Отвергнутый поклонник обратился в суд и обвинил Фрину в безбожии: гетера позирует для статуи богини.

«Фрина перед ареопагом» — Жан-Леон Жером, 1861 (Гамбургский кунстхалле)

Но на суде Фрина сбросила одежды и поразила судей своей красотой, а по представлениям древних греков красивое тело не могло содержать в себе безбожную душу. Фрину оправдали.

Фрагмент римской скульптуры, скорее всего, копия статуи Фрины из храма в Дельфах

Античные авторы утверждают, что гетера обладала весьма скромным нравом: она одевалась в плотные длинные одежды, прикрывала волосы и запястья, даже не посещала общественные бани.

У Фрины не было четко установленных расценок на услуги: если ей не нравился человек, она называла баснословную цену. В то же время есть источники, утверждающие, что Диоген настолько ей нравился, что она бесплатно развлекала его.

Как относились к проституции

Интересно, что в Спарте долгое время не было жриц любви, а проституция порицалась как негативное явление. Историки связывают это с тем, что у спартанцев просто не было драгоценных металлов на подобные развлечения: местные деньги изготавливались из дешевых сплавов и не ценились сутенерами и проститутками.

Однако уже примерно к четвертому веку до нашей эры Спарта стала более богатой, в ней стали использоваться деньги из драгоценных металлов, и на ее территории открылись публичные дома.

С одной стороны, жители Афин спокойно относились к существованию публичных домов и не порицали деятельность жриц любви и их клиентов. С другой стороны, нельзя утверждать, что проституток считали полноценными членами общества.

Ученые приводят такой пример: оральные ласки официально считались у греков довольно унизительным занятием, поэтому даже жиголо не оказывали такие услуги, и только дамы-проститутки опускались до этого.

Кроме того, продающие тело за деньги лишались гражданских прав. Так, известны случаи, когда даже ставшие довольно приличными и состоятельными гражданами мужчины не имели прав, так как в юности были жиголо. Античные авторы объясняли это просто: если человек продавал свое тело другим людям для утех, то он без колебаний продаст интересы общества.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится