Из истории косметики: девье молоко, жареные мыши, мышьяк, толченые лошадиные зубы - как народные средства по уходу за кожей
801
просмотров
Проследить историю появления косметики почти так же невозможно, как определить дату появления первого человека, — след теряется в веках. Называются третье, пятое, шестое тысячелетие до н. э. Во всяком случае традиция улучшать и украшать себя появилась очень давно, и наши далекие предки в этих ухищрениях знали толк.

Древний Египет: фабрика Клеопатры

Древний Египет: фабрика Клеопатры

Египетские фараоны глядят на нас с картинок густо подведенными глазами — считалось, что подобная раскраска защищает от проникновения в человека через глаза злых духов. Но и чисто эстетически подобный «макияж» производил магическое впечатление, создавал определенный образ. Этим и многим другим еще в I веке до н. э. умело пользовалась царица Клеопатра, оставшаяся в веках как женщина непревзойденного ума и красоты.

Для смягчения кожи царица принимала ванны из ослиного молока с добавлением меда. В качестве скраба использовала морскую соль, смешанную с густыми сливками. Делала отбеливающие маски из белой глины с добавлением молока, меда и лимонного сока. Эффект сияющей кожи достигался с помощью мази, изготовленной из медвежьего жира, а для укрепления волос использовалась мазь, изготовленная на жире льва.

Появление седины египтянки предотвращали с помощью крови черных быков и вороньих яиц, шампунь заменяли взбитые желтки куриных яиц, смешанные с медом и миндальным маслом. С помощью чудодейственного средства, в которое входили толченые лошадиные зубы, медвежий жир, жареные мыши и оленьи рога, Клеопатра, говорят, пыталась избавить от облысения своего возлюбленного Гая Юлия Цезаря. Словом, Клеопатра прекрасно разбиралась в косметологии и даже написала трактат «Лекарства для кожи».

Активно применялось в Древнем Египте и то, что сейчас называется декоративной косметикой. Для зеленых теней на веках использовали толченый малахит, синие тени делались из порошка ляпис-лазури, серые — из свинцовой руды с сурьмой. Краска не только увеличивала глаза и придавала им миндалевидную форму, но и, как считалось, отпугивала насекомых и служила лекарством от нагноения. Египтяне придавали выразительности глаз такое значение, что даже священным животным в храмах (кобрам, крокодилам, кошкам, быкам) обрисовывали круги по векам светящимися красками (которые добывали из раковин моллюсков). Статуям также вырисовывали глаза, заполняли радужную оболочку прозрачным кварцитом, а в середину, вместо зрачка, помещали каплю хрусталя. Впечатление, как пишут очевидцы, создавалось гипнотическое.

Всевозможные флакончики и коробочки, подтверждающие применение египтянами разнообразных средств, археологи в изобилии находили в пирамидах и древних захоронениях. Сейчас эти находки хранятся во многих музеях мира. Также в районе Мертвого моря была обнаружена древняя лаборатория по изготовлению косметических и фармацевтических средств, по мнению исследователей, принадлежавшая Клеопатре. Среди находок — ручные жернова, котлы, горшки, ложечки и лопаточки, ступки с пестиками, амфоры, флакончики с ароматическими веществами, а также отделанные драгоценными камнями кувшины из-под духов.

Древний Рим: красота с мышьяком

Древний Рим: красота с мышьяком

Римские врачи кроме врачевания интересовались уходом за кожей и волосами и проблемами омоложения. Плиний Младший в своих работах уделял немалое внимание косметическим препаратам, а известный эскулап Клавдий Гален изобрел специальную охлаждающую мазь (известную нам как кольдкрем), которую римлянки использовали для снятия с лица краски. Медицина и косметология шли рука об руку.

«Подкованные» римские матроны возили с собой в путешествия стадо ослиц — чтоб не делать перерыва в молочных ваннах, купались в лепестках роз и выжатом фруктовом соке, были просвещены в вопросах ароматерапии и использовании благовоний, но решительно не верили тому же Галену, утверждающему, что они ежедневно со всею страстью губят свое здоровье.

Загар тогда был не в моде, и знатных дам от простолюдинок отличала томная бледность. Добиться ее надо было любой ценой. И модницы натирали лицо и спину толченым мелом, смешанным со свинцовыми белилами, свинец накапливался в организме и медленно, но верно отравлял его. Столь же опасен был традиционный «крем красоты», где бараний жир смешивался с картофельным крахмалом и окисью олова, но эффекту белизны он, несомненно, способствовал. Добавьте сюда киноварь и сурик, входящие в ингредиенты помады, и фраза «красота требует жертв» обретет свое истинное значение.

Но если здесь «жертва» была побочным эффектом красоты, то позже, уже в эпоху Возрождения, в ход пошла пудра госпожи Тофаны, изготовленная с добавлением мышьяка. Пользовались ею редко и, как правило, с конкретной целью — избавиться от супруга. Таким образом на тот свет отправились около 600 мужей, и только тогда отравительница была разоблачена. Но вернемся к древним римлянкам.

Статус женщин, в частности, определялся сложностью прически: чем замысловатее она была, тем более знатной считалась дама. Тщательно готовили «к выходу» и лицо. Накладывали толстый слой свинцовых белил, подводили глаза, приклеивали накладные брови (из мышиных шкурок) и ресницы. Зубы покрывали эмалью с кизиловым соком (или вообще носили искусственные), прыщики и родинки залепляли мушками. Сатирики писали, что опасаются, как бы эта маска не распалась на куски. А Марк Валерий Марциал, основоположник жанра эпиграммы, и вовсе обратился к римской красавице с такими словами: «В то время, когда ты сидишь дома, твои волосы отсутствуют — их завивают в лавочке в субурском квартале; ночью ты снимаешь свои зубы так же легко, как и свое шелковое платье; твое лицо, составные части которого помещаются в сотне баночек с помадой, не спит с тобой».

Древний Китай: ногти как способ коммуникации

Древний Китай: ногти как способ коммуникации

Уже в 3000 до н. э. особое значение придавалось ногтям. Они не только считались признаком положения владельца, но и определяли его способность говорить (и договариваться!) с богами. Так что население с тревогой и надеждой смотрело на ухоженные, длинные ногти императора, а маникюр во дворце превращался в целый ритуал.

Моду на длинные ногти переняла знать — это сразу отличало их от простых людей, занимавшихся физической работой. Мужчины, считавшие ногти талисманом, охраняющим от злых сил, часто ограничивались отращиванием их максимум на одном, двух или трех пальцах: как минимум на мизинце, как максимум — еще на указательном и большом. Выбор был продиктован верой в магическое значение цифр. Длина дамских ногтей доходила до 25 см. Для сохранения этого великолепия заказывались специальные золотые или серебряные футлярчики.

В отличие от Египта, где ногти красили хной, в Китае, по некоторым данным, лак для ногтей был изобретен около ХХХ века до н. э. Его изготовляли на основе сока лакового дерева, смешанного с желатином и яичными белками. «Дизайн» менялся в зависимости от времени: шесть веков назад предпочитали золотой и серебряный цвет, в эпоху династии Мин — черный и красный. Позже поверхность стали расписывать иероглифами, украшать изображениями птиц, а особым искусникам удавалось даже уместить на ногте небольшое хокку. Те же, кому с длиной ногтей по какой-то причине не повезло, могли воспользоваться столь популярным и сейчас наращиванием — жители Поднебесной использовали для этого проклеенную рисовую бумагу.

Древняя Русь: подтяжка из девьего молока

Древняя Русь: подтяжка из девьего молока

До поры до времени русские красавицы предпочитали все натуральное — средства, созданные на основе растений и животных жиров. Средоточием всевозможных целебных процедур стали бани. С массажем вполне справлялся взятый в умелые руки березовый веник, от которого к тому же кожа становилась шелковистой. Умывались водой с размятыми ягодами калины, брусники или клюквы. С веснушками боролись водой, вытопленной из мартовского снега. Для масок использовали простоквашу, сметану, куриные желтки, мед. Шли в дело огуречный рассол и хлебный квас.

Одним из уникальных средств омоложения, действие которого сравнимо с современным введением под кожу гиалуроновой кислоты или хирургической подтяжки, считалось девичье (или девье) молоко. Во многих источниках так называют спиртовую настойку росного ладана (он же бензойная смола), получаемого из сока стираксового дерева, которое росло в Юго-Восточной Азии. Но импорт в Древней Руси был, прямо скажем, не сильно развит, так что приходилось обходиться своими силами — в роли донора девьего молока выступала нерожавшая коза, что само по себе нонсенс. Но легче было уговорить (с помощью стимулирования вымени) родную девицу-козу давать молоко, чем раздобыть сок заморского дерева.

Характерно, что женщины Руси имели роскошные волосы, чему, в частности, способствовали употребляемые для ухода травяные настои из мяты, руты, любистока и пр. Все эти средства широко употреблялись и во врачевании.

В летописях упоминаются травники и лечебники, написанные до XI века. Более поздние сохранились до наших дней — «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича», представляющий собой сборник рецептов лечения травами и датирующийся 1076 годом. А в 30-е годы XII века первая русская женщина-врачеватель Евпраксия, внучка Владимира Мономаха (позже — жена византийского императора), составила медицинский трактат «Мази». Он был обнаружен в 1902 году в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции.

Хоть и славились славянки природной красотой, но, разумеется, как и прочие, хотели ее приукрасить. В этом они проявляли себя как сущие дети — что ярко, то и красиво. Отбеливали лица мелом и мукой, румянились свеклой или с помощью бодяги — живой губки, обитающей в водоемах Руси. Приложенная к коже, она вызывала раздражение — румянец. Красили губы вишней и малиной, подводили глаза и брови кусочком угля или сажей. Причем каждому цвету придавалось магическое значение: какой-то мог приворожить, другой, наоборот, отвадить. Разумеется, красный (синоним красивого) нес только положительный заряд, так что и употреблялся сверх меры. В итоге красивые от природы лица девушек и женщин, использующих только натуральные средства, становились зачастую похожи на маски. Впрочем, если это всех устраивало, почему бы нет?

Ваша реакция?