О деятельности древнеримских жрецов рассказывает археологическая находка — бронзовая печень, изготовленная во II веке до н. э. Прототипом для нее стала печень овцы. Артефакт разделен на 16 зон, каждая из которых соответствует божеству. Этот предмет случайно обнаружил под Пьяченцей пахарь в конце XIX века. Не осознавая ценности находки, мужчина продал бронзовую печень за копейки, и лишь в 1894-м году она была передана ученым.
По этой модели этрусские жрецы — гаруспики — учились предвидеть будущее. Надписи на предмете — имена богов, кроме того, он разделен на зону луны и солнца. Суть гадания заключалась в том, чтобы верно трактовать аномалии в строении печени животных. Обряды всегда производились по одному и тому же канону, малейшее отклонение от правил порицалось.
Некоторые политические деятели, однако, скептически относились к предзнаменованиям. «Если можешь, найди причину нового и удивительного явления. Если не найдешь никакой, все же считай доказанным, что ничто не могло произойти без причины. С помощью природы прогони тот страх, в который тебя вводит новизна явления. Тогда ни землетрясения, ни зарницы, ни каменные или кровавые дожди, ни падающие звезды, ни огни в небе тебя не испугают. (…) Ибо ничто не может произойти без причины, и ничего не случается такого, чего не может случиться. А если произошло то, что могло произойти, то в этом не следует видеть чуда. Значит, нет никаких чудес», — писал Цицерон. Он отмечал, что каждый из гаруспиков использует свою методику гадания, а следовательно, доверия к ним нет: «Мы знаем, что разные гаруспики по-разному толкуют показания внутренностей. Нет у них единого для всех учения».
В иерархии жрецов гаруспики стояли на высокой степени — как и у многих других народов, гадание по печени жертвенного животного считалось достоверным. Прорицатели-гаруспики пользовались уважением римских патрициев и обучали гаданию их детей. В каждом из ритуалов они использовали следующие атрибуты — бронзовый нож и посох в виде вопросительного знака. Помимо печени, для гадания нередко использовались сердце или селезенка. Во время обряда гаруспики, как правило, представали перед окружающими в своей традиционной одежде — накидке. У гаруспиков была еще одна обязанность — проведение особого ритуала в месте, куда ударила молния.
Надо отметить, что гадание по печени было широко распространено и на востоке — ученые обнаружили более 300 моделей, которые использовались прорицателями и их учениками.
Жрецы в Древнем Риме изучали и полет птиц, пытаясь спрогнозировать поведение богов. Крайне важной ауспиция была во время военных походов. За полетом священных птиц следили авгуры. На официальных церемониях они обязаны были появляться в белом одеянии с пурпурными полосками. Если птица пролетала слева от авгура, это считалось хорошим знаком, полет справа считался неблагоприятным предзнаменованием. Методов гадания было несколько — так, например, следили за тем, как цыплята клевали корм. Во время гадания любой знак мог считаться дурным, даже случайный звук.
Глубоко суеверными были многие из политических деятелей, в том числе основатель Римской империи Октавиан Август. Он верил: если в день его отъезда выпадала роса, значит, начинание завершится благополучно. «Когда на острове Капри с его приездом вновь поднялись ветви древнего дуба, давно увядшие и поникшие к земле, он пришел в такой восторг, что выменял у неаполитанцев этот остров на остров Энарию», — писал Светоний.