Как спиритизм стал главным развлечением аристократов XIX века.
1
0
0
320
просмотров
Появившись в Новом свете в середине XIX века, мода на спиритические сеансы распространилась и в Европу, достигнув позднее России. Даже император Александр II стал временным заложником этой идеи, организовав несколько спиритических сеансов в начале своего царствования.

Истоки спиритизма или спиритуализма как социокультурного явления зарождаются во второй половине XVIII века, когда на фоне торжества просветительской идеи появляются первые попытки рационально обосновать возможность контакта с душами умерших. Некоторые элементы, которые впоследствии войдут в практику спиритических сеансов, стали активно использоваться легендарными авантюристами эпохи — Алессандро Калиостро и графом Сен-Жерменом. Правда, спиритизм тут применялся в сугубо коммерческих целях — разыгрывалось своеобразное мистическое театрализованное действо, способное принести его «постановщику» авторитет в высших кругах европейского общества и немалое богатство.

Однако расцвет спиритизма приходится на вторую половину XIX века, когда это явление широко распространяется не только в аристократической среде, но и в работах мыслителей и ученых. Возникшее незадолго до этого учение философов-позитивистов провозгласило приоритет эмпирического познания над метафизическим при изучении явлений окружающего мира, что отвечало критериям поиска объективного научного метода. Спиритизм стал интеллектуальным «ответом» на позитивистские концепции — экспериментальное начало играло тут ключевую роль, а мистическая практика пыталась имитировать научные методы исследования.

Спиритический сеанс в XIX веке.

Отправной точкой в развитии экспериментального спиритизма стало событие, случившееся в 1848 году в провинциальном американском городке Гайдсвилл. Там двум девушкам, сестрам Кэт и Маргарет Фокс, внезапно явился «дух мистера Силитфута», когда-то погибшего в их доме. Девушки услышали странный ритмичный стук и стали стучать в ответ, установив вскоре особый звуковой код, который впоследствии лег в основу механики проведения спиритического сеанса. Новость об этой истории довольно быстро распространилась в Новом свете, а к 1860-м годам мода на спиритизм проникла и в интеллектуальные европейские круги. В результате, к концу XIX века к числу последователей этого течения себя относило более 8 миллионов человек.

Наследники мистических традиций Эдгара-Алана По, американские медиумы и оккультисты первыми провозгласили себя основоположниками нового религиозного учения, основанного на национальных ритуалах и фольклорных сюжетах. Однако, впоследствии сторонники установления контакта с духами разделились на две группы. Одна, спиритисты, изучала физиологические составляющие реинкарнации, принципы и границы соотношения духа и тела. Вторая группа — медиумисты — возглавлялась британским физиком и членом Королевского научного общества Вильямом Круксом, пытавшимся научно аргументировать факты контактов с духами. 70-е годы XIX столетия стали временем настоящего спиритуалистического бума, когда многие ведущие ученые этого времени пытались использовать методологию изучаемой ими области научного знания — физики, математики, химии, астрономии или зоологии — для подтверждения возможности общения с миром умерших.

Уильям Мулмер «Генри Робин и призрак», 1863.

Спиритуализм в отечественной интеллектуальной среде впервые был выражен в религиозно-мистических идеях писателей и поэтов-романтиков, но параллельно перешел из сугубо философской и полемической формы в категорию модных увлечений салонного общества. В 1870-е годы мода на спиритизм распространилась и в научной среде, что произошло во многом благодаря стараниям выдающегося химика А. М. Бутлерова и ученого-зоолога Н. П. Вагнера. В 1871 году Бутлеров пригласил себе в гости известного европейского медиума Юма, являющегося последователем вышеупомянутого химика Крукса. Для Вагнера и Бутлерова европейская знаменитость дала несколько показательных спиритических сеансов. Любопытно, что пятью годами ранее только что взошедший на престол Александр II начал серьезно задумываться об отмене в России крепостного права, но такое серьезное решение он не мог принять в одиночку.

Поэтому в Россию был приглашен тот самый Юм, который провел для царя и приближенных три спиритических сеанса, во время которых призывался дух покойного императора. Вот что писала в своем дневнике одна из придворных фрейлен Анна Тютчева: «Стол поднялся на высоту полуаршина над полом. Императрица-мать почувствовала, как какая-то рука коснулась воланов ее платья, схватила ее за руку и сняла с нее обручальное кольцо. Затем эта рука хватала, трясла и щипала всех присутствующих, кроме императрицы, которую она систематически обходила. Из Рук государя она взяла колокольчик, перенесла его по воздуху и передала принцу Вюртембергскому». По слухам, во время сеанса появился дух Николая I и умершей в детстве великой княжны Александры. Оба призрака ответили на все вопросы, по традиции указывая стуком соответствующие буквы алфавита, из которых складывались слова. Однако, послания были нелогичны и никакого конкретного ответа не дали. Не получив ожидаемой помощи, император охладел к Юму, однако слухи о том, что монарх проводит спиритические сеансы, быстро разлетелись по всей стране и в форме светской игры вошли в обиход придворных развлечений.

Спиритические сеансы были излюбленным развлечением аристократии.

Когда идеи спиритизма достигли научного сообщества, по указу специально созданной «Комиссии для рассмотрения медиумических явлений» было проведено еще несколько сеансов со знаменитыми на тот момент медиумами. В итоге был составлен отчет, который доказывал антинаучность спиритической идеи. К середине 1870-х годов многие шарлатаны и мошенники стали объявлять себя медиумами и предсказателями. Поэтому в обществе назрела необходимость критического подхода к публичным спиритическим сеансам. Эту идею подхватил Д. И. Менделеев, который создал специальную комиссию по борьбе с псевдомедиумами. Для более убедительного разоблачения всеразличных фокусников и шарлатанов в Петербург приехал Гарри Гудини. Слава американского волшебника на тот момент гремела по всему миру. Он публично продемонстрировал и с легкостью разоблачил самые распространенные трюки и уловки, которые использовались в ходе спиритических сеансов.

Вторая волна увлечения спиритизмом пришлась на начало XX века. В 1906 году в Москве даже был организован съезд спиритуалистов, в работе которого приняли участие около ста делегатов. Издаваемый в то время специальный журнал «Спиритуалист» имел колоссальный тираж в 30 000 экземпляров. При этом официально было зарегистрировано около 160 спиритических кружков. Однако, их члены преимущественно занимались не экспериментами над полтергейстом, а банально развлекали себя.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится